В Госдуме прошло очередное заседание рабочей группы при комитете по конституционному законодательству и госстроительству Госдумы РФ, посвященное обсуждению во втором чтении законопроекта об эвакуации автомобилей. За «битвой» депутатов и общественников с чиновниками наблюдал корреспондент «Газеты.Ru».
Кто будет определять — кого, как и за сколько эвакуировать
Документ, вызвавший немало споров и возражений, до сих пор не приобрел своей окончательной формы, но в понедельник в нем появились важные изменения. Прежде всего с повестки дня исчез один из двух спорных пунктов, по которым никак не могли сойтись авторы документа и московские власти, которых он в первую очередь коснется.
В частности, правительство РФ не станет забирать себе полномочия по определению порядка эвакуации, хранения и оплаты перемещения автомобилей. Эту идею предложил автор законопроекта, депутат Госдумы и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков, однако кабинет министров не стал брать на себя такие полномочия.
Как рассказал в понедельник сам депутат, он получил письмо из правительства с просьбой убрать этот пункт, так как сейчас Федеральная служба по тарифам готовит отдельный законопроект, в котором будет прописана методика определения тарифов на эвакуацию для каждого региона.
Таким образом, в документе пока остается единственный пункт, который не устраивает власти Москвы, — запрет на эвакуацию машин из-под дорожных знаков «Стоянка запрещена» и «Остановка запрещена». По статистике, именно из-под них на штрафстоянку увозится около трети автомобилей в Москве.
Предупредить за 20 дней
Однако в понедельник главный спорный момент законопроекта фактически не обсуждался — формальным поводом для заседания была другая поправка: предложение единороссов Ирины Белых и Николая Гончара, по которому региональные власти обязаны не менее чем за 20 дней проинформировать местных жителей о нанесении запрещающей разметки и дорожных знаков, а также в случае ввода одностороннего движения. Кроме того, поправка предполагает, что властям нужно будет объяснить мотив предлагаемых изменений.
По замыслу авторов идеи, информирование граждан может осуществляться как через интернет, на сайтах органов власти, так и с помощью информационных стендов в общедоступных местах, поблизости от мест предполагаемой установки знаков и нанесения разметки.
Присутствовавшие на заседании депутаты, эксперты и московские чиновники идею в целом поддержали.
«Меня устраивает эта поправка, но она должна иметь обратную силу с ревизией всех этих знаков, которые ранее уже были установлены. Как эту ревизию проводить, можно решить отдельно», — открыл дискуссию депутат Лысаков.
Координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов, комментируя поправку Белых и Гончара, обратил внимание, что в ней никак не прописана возможность жителей помешать установке какого-либо знака.
«Хорошо, вы предупредили, что через 20 дней будет знак, а дальше что? Если он абсурден, то как помешать его появлению?» — отметил активист.
Самым красноречивым оказался депутат от ЛДПР Ярослав Нилов, обрушившийся с жесткой критикой на столичную службу эвакуации.
«Я полностью поддерживаю идею информировать людей заранее, сам видел: вешают знаки, люди о них и не знают, а эвакуаторы уже тут как тут. У нас сама эвакуация ведется абсолютно хаотично.
Вот есть у Краснопресненских бань тупиковая улица, так люди там из парной выбегали с тазиком. Зачем это делается? То, что произошло на «майдане», это явный показатель, как можно использовать это недовольство.
Мы не хотим, чтобы у нас людей и дальше зажимали в угол. Опера «Тангейзер» нам всем показала, что поздно принятые меры на федеральном уровне запустили ситуацию, и теперь нужно гораздо больше сил и средств, чтобы ее утихомирить. То же самое и здесь. Если и дальше ситуация будет накаляться, то будет только хуже. А впереди выборы в Госдуму... Если эвакуатор станет неким символом протеста, то огромное количество людей даже самых разных взглядов, которых коснулась эта проблема, пойдут на выборы, и они вряд ли будут голосовать за ту власть, которая устроила им такую эвакуационную войну».
«Зачем злить людей эвакуацией?»
<2>Депутат Нилов напомнил о словах Владимира Путина об эвакуации, который отмечал, что машины на штрафстоянку надо вывозить «в меру». «Я собираюсь переслать Собянину письмо от жителей, у них в районе эвакуаторы занимают их же места, стоят там, а потом еще и машины у них в районе забирают. Зачем злить людей? — негодовал депутат. — Систему эвакуации автомобилей насоветовали США, которые прекрасно понимали, что в нашем исполнении эта система ничего, кроме недовольства, протеста и ненависти, не вызовет. Рассчитано все было на годы вперед, что протест будет расти и расти, а потом им можно начать управлять, и в умелых руках этот протест принесет нужные результаты».
Заявление Нилова стало неким сигналом, после которого участники дискуссии принялись активно приводить красноречивые примеры нарушений со стороны эвакуаторов.
После шквала критики слово дали и самим чиновникам, отвечающим за эвакуацию.
В частности, в понедельник состоялось одно из первых публичных заявлений назначенного в декабре нового начальника Московской административно-дорожной инспекции (МАДИ) Юрия Овсянникова.
«Я сегодня услышал очень много интересного, — начал он свое выступление. — Недоработки у нас есть, но каждую неделю мы готовим поправки и предложения в Центр организации дорожного движения (ЦОДД), и ситуация меняется к лучшему».
Чиновник попытался оправдаться за упреки общественников в периодической эвакуации автомобилей инвалидов.
«Мы понимаем, что создаем им проблемы, но выхода пока нет. Мы не можем идентифицировать инвалида», — сетовал он.
Ранее эксперты отмечали, что у службы эвакуации нет доступа к базе московских инвалидов. Кроме того, никак не решена проблема «самозванцев»: наклеить соответствующий знак на стекло и безнаказанно встать на специальное место может любой.
Сетовал Овсянников и на малочисленность штата инспекции. «Одномоментно у нас работают всего 35 инспекторов, в масштабе города это капля в море. Что касается запрещающих знаков, то перед их установкой проходит заседание в префектуре, там в комиссии есть представители ГИБДД, давайте будем звать туда представителей общественности, чтобы потом было меньше вопросов к нам, — предложил он. — У нас есть негласная практика: в течение недели после установки нового знака мы оттуда машины не убираем».
Между тем депутат Нилов задал чиновнику ряд неудобных вопросов, в частности касающихся возврата автомобилистам денег за незаконные штрафы. Напомним, ранее Генпрокуратура выявила в 2014 году в работе столичных парковок 600 тыс. неправомерных штрафов водителям на общую сумму 1,8 млрд руб.
«Чтобы вернуть деньги, нужно опротестовать нарушение. Прокуратура и автомобилисты не опротестовывали, и без этого мы не можем сами ничего вернуть», — оправдывался Овсянников.
Не смогли дать отпор депутатам и представители ЦОДД. Сначала представитель ведомства Аркадий Макаров коснулся главного спорного пункта законопроекта. «Да, есть некоторые проблемы, нельзя запрещать эвакуацию из-под запрещающих знаков. Иначе через полгода мы соберемся тут и будем обсуждать, как это все скорее вернуть», — заявил он.
Его реплика не произвела впечатления на присутствующих, а первый замглавы ЦОДД Александр Ходаков, поддержав предложенную поправку по информированию граждан, также не смог ответить на упреки в адрес столичных властей.
Эвакуировать 500 машин в сутки
Окончательная судьба законопроекта пока остается неизвестной, но московским властям с каждым днем становится все труднее добиваться исключения из нее главного спорного пункта о запрете эвакуации из-под запрещающих знаков.
Если документ устоит в нынешнем виде, то столичным властям придется кардинально пересматривать примерные планы по эвакуации автомобилей. Несмотря на заявления чиновников, что никакого плана по эвакуации нет, депутат Лысаков в понедельник продемонстрировал материалы за подписью главы дептранса Максима Ликсутова, согласно которым существует поручение увеличить число ежесуточно эвакуированных машин до 500 в сутки.
Заявление депутата оперативно прокомментировали в пресс-службе департамента. «Это не план эвакуации, а примерный расчет по нормам работы эвакуаторов. Эта цифра необходима для контроля эффективности службы эвакуации и расчета необходимого количества эвакуаторов», — заявил «Интерфаксу» сотрудник ведомства.