Один из инициаторов поправок — депутат Госдумы и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков представил общественности свой вариант. При этом часть из них нашла поддержку у всех заинтересованных сторон, а что касается двух наиболее резонансных инициатив, то здесь столичные власти выступают категорически против.
Единогласно была поддержана идея Лысакова официально закрепить в федеральном законе, что процесс эвакуации начинается после того, как эвакуатор с погруженным автомобилем начинает движение.
Данное правило сейчас прописано только в московском законодательстве, а неопределенность в этом вопросе, по мнению депутатов, порождает так называемых паркменов (водителей, которые вступают в конфликт во время эвакуации автомобиля).
Кроме того, после принятия закона должностные лица — инспекторы Московской административно-дорожной инспекции (МАДИ) или ГИБДД — должны будут находиться возле эвакуируемого автомобиля до начала его перевозки, выдавая копию протокола водителю эвакуатора. Это позволит возвращать машины владельцам, если они все-таки появятся в самый последний момент.
Еще одним пунктом будущего законопроекта станет введение эвакуации для тех, кто паркуется на местах для инвалидов. Штраф за такое нарушение составит 5 тыс. руб., тогда как сейчас он варьируется от 3 тыс. до 5 тыс.
При этом в ходе обсуждения выяснилось, что до введения эвакуации необходимо обеспечить доступ МАДИ к реестру, в который вносятся инвалиды-автомобилисты, чтобы проверить, имеет ли право та или иная машина стоять на таких местах.
Участники дискуссии признали, что проблема действительно серьезная, и пообещали поработать над ее решением. При этом некоторые депутаты отметили, что само нарушение, после которого следует эвакуация, оформляется сотрудником ГИБДД и он, будучи на месте, вряд ли решится эвакуировать машину с соответствующей наклейкой.
В МАДИ, в свою очередь, пояснили, что вопрос подключения к реестру уже прорабатывается и система может заработать к лету.
«Но даже если это все заработает, то остается проблема с иногородними инвалидами, которых ни в какой реестр не внесешь. Этот вопрос надо решать на федеральном уровне. Я собираюсь направить письмо в правительство РФ с просьбой четко регламентировать статус самого инвалида и статус наклейки на лобовом стекле его автомобиля», — отметил Лысаков.
А вот по двум спорным пунктам законопроекта компромисса со столичными властями найти пока не удалось. Как сообщала «Газета.Ru», речь идет о передаче полномочий по определению порядка эвакуации, хранения и оплаты перемещения автомобилей от местных властей правительству РФ.
В пятницу депутат Лысаков вновь подчеркнул, что передача этих функций на федеральный уровень позволит избежать многочисленных проблем и сложностей, связанных с эвакуацией машин в различных регионах.
Еще одна принципиальная поправка — запрет эвакуации автомобилей из-под знаков «остановка запрещена» и «стоянка запрещена», а также запрещающей разметки (ст. 12.16 КоАП РФ).
По данным столичных властей, озвученным в пятницу, только в прошлом году по этой статье было эвакуировано 88 тыс. автомобилей, то есть около 35% от общего числа.
«Мы предложили использовать для эвакуации автомобилей только составы статьи 12.19 (КоАП РФ), то есть можно будет эвакуировать машину, к примеру, с пешеходных тротуаров, остановок общественного транспорта, тоннелей, трамвайных путей, со второго ряда, «зебры» и так далее. Но с запрещающей разметки или из-под запрещающих знаков — нельзя, водитель в этом случае просто должен будет заплатить штраф», — заявил Лысаков.
Выступившие на заседании представители столичных властей высказали свои возражения.
«Нам нужна точечная настройка, а не слом всей системы эвакуации, — заявил замглавы аппарата правительства Москвы Алексей Старовойтов. — Без эвакуации не обойтись, потому что люди не боятся штрафов. Если убрать из закона ст. 12.16 КоАП РФ, то пробки снова вернутся на Тверскую улицу, потому что люди, как и раньше, будут парковаться там везде».
«Я поддерживаю законопроект в целом, но против отмены эвакуации из-под запрещающих знаков, — заявил замглавы департамента транспорта Москвы Андрей Корнеев. — ГИБДД со ст. 12.16 официально не работает, оформлением этих нарушений занимаются сотрудники МАДИ. Если перестанут эвакуировать из-под запрещающих знаков, то это вызовет вал правонарушений. В условиях сокращения штата (ГИБДД. — «Газета.Ru») у них просто некому будет всем этим заниматься. Полиция вообще должна заниматься своими правоохранительными функциями, а не парковками. ГИБДД Москвы тут нас поддерживает».
«ГИБДД Москвы пока еще не выражает позицию всего МВД РФ», — недовольно ответил ему Лысаков.
В итоге окончательной ясности со спорными поправками пока нет. Выступивший на заседании глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев предложил принять законопроект в предложенном Лысаковым виде. В поддержку законопроекта высказались и представитель ЛДПР Сергей Иванов, эсэр Александр Агеев, а также ряд ведущих экспертов и общественников.
Тем не менее окончательная судьба законопроекта, а точнее, двух наиболее резонансных поправок пока не ясна.
«Мы ждем позицию Государственного правового управления администрации президента РФ, а также правительства РФ, — рассказал после заседания «Газете.Ru» Вячеслав Лысаков. — Многое будет зависеть от их мнения, ведь ключевым моментом законопроекта является законодательно закрепленная возможность эвакуировать автомобили только тех, кто мешает дорожному движению. Наши оппоненты рассчитывают добиться своего, то есть сохранить существующий порядок эвакуации отовсюду, включая тихие московские улицы. Сейчас будут консультации, ясность должна наступить на следующей неделе».
В свою очередь замглавы дептранса Корнеев, несмотря на четкую позицию почти всех участников «круглого стола», считает, что спорные поправки в конечном итоге приняты не будут.
«Мы до конца не верим, что это произойдет, — заявил он после заседания. — Мы рассчитываем на то, что здравый смысл восторжествует и мы продолжим работу над улучшением дорожной ситуации в Москве».
Между тем директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов Константин Трофименко уверен, что отмена эвакуации за парковку на запрещающей разметке или из-под запрещающих знаков приведет к массовому росту нарушений ПДД. Он считает, что именно страх перед эвакуацией удерживает водителей от нарушений.
«Эвакуация воспринимается гораздо более болезненно, чем штраф, — говорит Трофименко «Газете.Ru». — Бесспорно, есть перегибы со стороны самих эвакуаторщиков и многие из них принадлежат частной конторе, заключившей договор с АМПП, поэтому они нацелены на получение прибыли.
Но я уверен, что эвакуация — эффективный инструмент для установления порядка.
При этом формулировка «не мешает дорожному движению» очень странная — если там установлены запрещающие знаки, то это само по себе означает, что остановка на этом месте и так мешает движению».
Трофименко считает, что возврат регулирования процесса эвакуации на федеральный уровень не приведет к улучшению схемы.
«Я думаю, что такой ход не поможет, потому что эвакуация относится к задачам, которые должны решаться на местном уровне, — говорит эксперт. — Ей должен заниматься город, а управлять такой структурой на уровне федерации невозможно. Если говорить о возможной передаче функций эвакуации ГИБДД, то я полагаю, что у ведомства и без того достаточно задач. Уже существует ГКУ, подчиненное городу и работающее нормально».
Научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Егор Мулеев считает, что штрафа за нарушение правил парковки более чем достаточно.
«Когда проводится реформа, а потом она не работает и все начинают возвращать назад, это говорит о том, что реформа была неэффективна либо не работала в полную силу, — говорит Мулеев «Газете.Ru». — Это как чехарда с зимним временем. Что касается отмены эвакуации в случае, если автомобиль припаркован с нарушением правил стоянки и остановки, то я полностью за это предложение. Конечно, для этого придется поработать над тем, чтобы дать точное определение тому, что автомобиль действительно не мешает дорожному движению. В ПДД ничего подобного нет, поэтому нужно юридическое обоснование, трактовка такого понятия».
Глава Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев, в свою очередь, уверен, что от перестановки сил с региональных на федеральные ничего не изменится.
«Лысакова хочется поддержать, но в этом случае, мне кажется, идет какая-то межведомственная борьба,
— говорит Канаев «Газете.Ru». — И если изменить схему подчиненности, все останется на прежнем уровне. Я не вижу механизма, который мог бы повлиять на ситуацию. Ну, передали мы на федеральный уровень все функции, это приведет только к излишней забюрократизированности системы».
«Власти говорят о том, что будут бороться с автовладельцами-нарушителями такими же методами, как в Европе. Там жесткие штрафы, машины так же сложно искать и вызволять со штрафстоянок. Но там, где установлен дорожный знак «работает эвакуатор», не паркуется ни один автомобиль. Нам необходимо поставить такие знаки — глава дептранса Максим Ликсутов уже давно это мне обещал».
Обсуждение возможности передачи функции по эвакуации органам ГИБДД Канаев назвал внутриведомственной войной.
«Господин Кирьянов недоволен тем, что у него забирают функции, Ликсутов укрепляет свои позиции, — уверен эксперт. — Но я бы не стал торопиться. Раньше эвакуация была бесплатной, а если сейчас ГИБДД отдать платную эвакуацию, то еще неизвестно, что получится».
Канаев пояснил, что ФАР лоббирует идею так называемой промежуточной эвакуации, когда машину не увозят на штрафстоянку, а «обувают» в блокиратор.
«Есть специальные блокираторы, с GPS-навигацией, они могут отключаться дистанционно при помощи оператора, и никакой коррупционной составляющей в этом процессе быть не может, как пытался всех убедить Петр Шкуматов», — говорит Канаев.
Следующее заседание профильного комитета Госдумы, на котором будет приниматься окончательное решение о поддержке всех предложенных поправок, должно пройти 19 марта. После этого документ поступит на рассмотрение Совета Госдумы и в случае одобрения будет вынесен на голосование.