Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Автомобили — это не iPhone»

О планах марки Skoda в России рассказал директор региона Россия – СНГ Мирослав Кроупа

Почему Skoda пока не определилась с датами запуска новых моделей в России, зачем часть рабочих завода в Калуге переехала в Европу и от чего зависит повышение цен на модели, в интервью «Газете.Ru» рассказал директор региона Россия – СНГ компании Skoda Auto Мирослав Кроупа. Руководство компании называет происходящее в России «головной болью», но верит в полное восстановление авторынка.

Мировые продажи чешской марки Skoda, входящей в Volkswagen Group, по итогам 2014 года увеличились на 12,7% и составили 1 037 200 единиц. В минувшем году операционная прибыль компании увеличилась сразу на 56,5%, достигнув уровня 817 млн евро. В 2015 году Skoda планирует продолжить рост, представив новые модели. Однако когда они наконец доберутся до России, пока остается загадкой. Именно положение компании на российском рынке стало одним из самых обсуждаемых во время ежегодной отчетной пресс-конференции Skoda в Млада-Болеславе.

По итогам года чешской марке удалось продать в России 84 437 машин, что на 3% меньше, чем в 2013-м. Экономическое положение нашей страны, которое все еще остается неопределенным, мешает компании прогнозировать свои продажи и определить подходящее время для премьер.

Ответственный за продажи и маркетинг член cовета директоров Skoda Auto Вернер Айхорн честно назвал творящееся на российском авторынке настоящей головной болью для компании, но отметил, что верит в его скорейшее восстановление.

«Из-за продаж нам приходится урезать производство, — сказал Айхорн «Газете.Ru». — Но с другой стороны, мы верим, что российский рынок вернет свои позиции и восстановится. Из-за состояния рынка и колебаний курса рубля нам пришлось скорректировать планы по выпуску новых моделей. Сейчас мы решаем, когда наступит время для вывода премьер, мы полностью готовы к запуску нового Superb и Fabia, но нам нужно немного больше времени для того, чтобы определиться».

Более подробно на вопросы «Газеты.Ru» ответил директор региона Россия – СНГ компании Skoda Auto Мирослав Кроупа.

— Господин Кроупа, на фоне колебаний курса рубля какой ценовой политики будет придерживаться Skoda, есть ли какая-то финальная точка, выше которой цены уже не будет подниматься?

— Когда рубль упал, повышения цен было не избежать. Но никто не делал этого пропорционально. За исключением нескольких компаний.

Так, мы видим, к чему это привело компании Chevrolet, Opel, Peugeot, Citroen. Нужно повышать цены настолько, насколько это позволяет рынок, конкуренты и клиенты. Но как найти этот баланс, никто не знает.

— Какой курс евро был бы для вас приемлем, для того чтобы начать работать в нормальном режиме и начать выводить новые модели, которые до сих пор откладываются?

— 55–58 руб. за евро. Это реальный курс, который отвечает российской экономике. Но многое также будет зависеть от политики и того, насколько будут повышать цены конкуренты, от уровня инфляции. С октября по декабрь на рынке царила паника, и самое плохое, что произошло, — это рост цен. Сейчас у людей не будет столько денег, как раньше, зарплаты не будут повышаться пропорционально инфляции, а банки будут весьма осторожны с процентными ставками.

— То есть если евро будет стоить до 58 руб. включительно, то цены вы повышать не будете, а если, к примеру, уже 60, то цена вырастет?

— Да, именно так.

— Как часто происходит анализ изменения экономической ситуации?

— Сначала мы считаем цены на материалы, а потом определяем, сколько будет стоить автомобиль. Мы реагируем на изменение курса, на наших конкурентов.

Автомобили — это не iPhone, маржинальность у которого 40%. У автопроизводителя в лучшем случае это 10%, в худшем — 2–3%, а в самом плохом варианте идет минус.

— Как будет корректироваться предложение? Ожидаете ли вы, что на базовые версии будет спрос больше, поскольку люди будут экономить?

— В кризис 2008 года была такая тенденция, что люди заказывали больше базовых версий. Этот тренд мы видим и теперь. Большее количество клиентов сейчас больше покупают Rapid, а не Octavia.

Поэтому сейчас мы действительно производим больше базовых версий. Но когда ситуация улучшится к 2015/16 году, люди непременно захотят покупать более продвинутые модели.

— А в случае, если раньше человек хотел Octavia, но денег на желаемую версию перестало хватать, что он сделает — купит более дешевую комплектацию или купит Rapid в более богатом оснащении?

— Если говорить с точки зрения компании, то по марже для нас было бы лучше, чтобы клиент купил более дорогой Rapid. Но в России хотят демонстрировать свой статус, ездить на больших автомобилях, поэтому думаю, что Octavia даже в базе будет более привлекательна даже с точки зрения дизайна.

— Тот объем прибыли в рублях, который в 2014 году вам приносили клиенты, сохранится на прежнем уровне в 2015-м?

— Я так не думаю. До сих пор не все автопроизводители повысили цены так, чтобы выровнять свои расходы, найти баланс с обменным курсом. Весь вопрос в том, как быстро будет меняться, как быстро будет улучшаться ситуация и снижаться обменный курс.

— Что сейчас будет происходить с заводом в Калуге? Будут ли там сокращения?

— Завод Skoda в Калуга перейдет на двухсменный режим работы.

Мы бы хотели сохранить всех людей, но, к сожалению, это невозможно. Поэтому мы запустили такую программу, по которой часть специалистов, порядка 80 человек, смогла перейти на работу на заводы в Европе. Например, в Германию, Польшу, Словакию — в те города, где им было бы проще адаптироваться с точки зрения языка.

Многие с радостью поехали, порядка 70 человек. Часть этого сделать не смогла, поскольку у них семьи и видеться с родными раз в 2–3 недели для них было сложновато. Для нас плюс в том, что они получат опыт, но есть и другая сторона: не все захотят вернуться. У нас уже был такой опыт, когда мы специалистов по обмену отправили в Германию, но они не вернулись, а получили контракты с Volkswagen и Audi.

— Некоторое время назад ходили слухи, что завод VW в Калуге может закрыться…

— У VW всегда очень долгосрочные планы. Если они решают закрыть завод, то это происходит только в самом крайнем случае. Это происходило всего около трех раз. Один завод они закрыли в США в 60-х годах, после того как производимые модели оказались неуспешны. В Нигерии — там была гражданская война в середине 80-х. Также из-за войны закрывался завод в Сараево, но они его снова открыли.

— Что будет с дилерской сетью Skoda в России, часть компаний уйдет?

— Конечно, дилеры просят их поддержать, и у нас ситуация сложная, как и у других производителей.

Когда начался кризис, многие поняли, что у них больше дилеров, чем нужно. Чтобы быть успешным и получать возможность развиваться, каждый дилерский центр должен продавать в среднем 1 тыс. автомобилей в год.

Сейчас многим брендам придется снизить количество дилеров, но как это сделать, никто не знает. Свои позиции сохранят дилеры в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, тех городах, где хорошие продажи. Мы будем всячески поддерживать наших «хороших» дистрибуторов, которыми довольны клиенты и которые полностью соответствуют нашим требованиям. Конечно, в рамках антимонопольного законодательства, согласно которому все должны работать в равных условиях.

Многие, конечно, закроются сами — те, которые продают небольшое количество автомобилей или же взяли кредиты в долларах.

Ситуация сложная, мы должны добавлять уверенности своим дилерам, поскольку это их деньги, их инвестиции. Если этого не делать, то к 2017/18 году, когда все будет хорошо, они просто не захотят в нас инвестировать. Поэтому мы часто встречаемся с ними, показываем наши новые продукты, рассказываем о своих долгосрочных планах. Но чтобы все пережили то, что сейчас происходит, это невозможно. Но для нас это также ситуация избавиться от слабых дилеров и улучшить свою дилерскую сеть.

— Получается, если Skoda будет строже относиться к своим дилерам, то клиенты могут использовать это, давить на них, чтобы получить лучший уровень обслуживания?

— Да, действительно, клиенты могут начать требовать скидки, говорить, что нажалуются в представительство, нам знакомы такие ситуации по другим странам. Конечно, многое зависит от страны: к примеру, в Индии совершенно нормально, что каждый клиент каждый месяц пишет по письму члену правления. Для них это спорт.

— В рамках подписанных соглашений с правительством России компания взяла на себя обязательство производить 350 тыс. автомобилей на российском рынке в год. Будет ли как-то корректироваться эта цифра?

— Согласно договорам, которые мы подписали, наши заводы должны иметь такую мощность. На предприятиях в Калуге и Нижнем Новгороде уровень такой мощности достигнут. Кроме того, в этом году в Калуге будет открыт завод двигателей — в августе-ноябре. Будет серьезная церемония открытия.

Мы начнем с мотора 1,6. Все это позволит нам поднять уровень локализации продукции.

Так, в конце 2014 года он составлял 47%, а к концу 2015-го он поднимется уже до 50%. В частности, это будет сделано за счет бамперов, сидений, ковриков, шин, дисков, стекол. Но найти производителя электроники в России очень сложно: к примеру, это относится к подушкам безопасности, системам управления. Очень сложно найти поставщиков. Сейчас Bosh строит в Тольятти завод по производству ABS, но это только первая ласточка.

— Возможно производство моторов на экспорт?

— Да, конечно, вопрос только в мощности завода. Сначала мы думали, что мощности будут загружены производством моторов для России, но теперь ситуация изменилась. Мы намерены наладить экспорт двигателей в Европу.

— Сейчас часть премьер в России откладывается, когда нам ждать старта продаж новых моделей?

— В России перед нами сейчас стоит большой вопрос: когда запускать Superb, Fabia! Но все зависит от обменного курса. Также вопрос в том, что делать с новыми поколениями Yeti, Octavia.

По Yeti нам нужно принять решение уже в этом году, но так сложно подсчитать, какие цены будут приемлемы в 2018–2019 годах. Никто не знает, что будет.

— А что насчет нового семиместного SUV от Skoda, название которого пока неизвестно?

— Большой семиместный SUV мы покажем в следующем году на автосалоне в Париже — это будет полноценный серийный автомобиль. Вопрос в том, когда он попадет на рынок. В наборе трансмиссий для него будет доступна и механика.

Что думаешь?
Загрузка