Гонка, организованная компанией «Экспедиция» более десяти лет назад, уникальна во многих отношениях. Возможно, именно поэтому, несмотря на тяжелейшие испытания как для людей, так и для машин, серьезные финансовые затраты со стороны участников, желающих поучаствовать в ней год от года меньше не становится. Причем немалую часть из них составляют старожилы. Около 15 тыс. км за две недели на тяжелых внедорожниках от Мурманска до Владивостока — такое приключение запомнится на всю жизнь.
Сама гонка поделена на несколько этапов, проложенных по дорогам общего пользования между крупными городами. В ходе каждого промежутка участвующим командам — экипажу из шести человек, включая девушку, и двух автомобилей — приходится не только укладываться на финише в отведенное время, но и выполнять различные задания. В случае неудачи можно выбыть из общего зачета, но благодаря гибким правилам в дальнейшем всегда есть шанс снова включиться в борьбу за победу.
Первое, что обратило на себя внимание в поселке Никола близ Иркутска, где начинался очередной этап гонки, — это стоящий на берегу Ангары недалеко от истока Байкала макет паровой подводной лодки. «В этом году уровень упал на 1,5 м», — говорят местные жители, указывая на подлодку, которая возвышается над каменистым берегом на двух подпорках. Кстати, упавший уровень озера и, следовательно, слишком тонкий лед не позволили командам пересечь озеро поперек, как это бывало в предыдущие годы.
Особенностью гонки в этом году стали некоторые новшества, которые, с одной стороны, ограничивали ретивость любящих погонять водителей, с другой — давали шанс отставшим экипажам, рискнув, получить более высокие баллы.
Так, в каждой машине был установлен GPS-приемник, который автоматически передавал в штаб сигнал, если скорость машины превышала 120 км/ч, за что начислялись штрафные баллы. В Новосибирске, где был финиш одного из промежуточных этапов, недобирающим баллы командам были предложены «золотые конверты». Взяв их, команда должна была отправиться в Хабаровск не по стандартному маршруту через Улан-Удэ и Читу, а через якутский поселок Мирный, преодолев по зимнику, полному трудностей и опасностей, лишние 2 тыс. км, что давало возможность получить сразу 150 дополнительных баллов.
И сложности на этом пути не заставили себя ждать. Особенно «повезло» команде «Бродяги», с машинами которой на этом этапе случились сразу две неприятности. При попытке обгона на узкой заледенелой дороге фуры-длинномера занесло одну из машин, и-за чего произошло столкновение, и машину вынесло на обочину. Весь оставшийся путь экипаж ехал с разбитым багажником, напоминавшим о ДТП, попавшем на видеорегистратор, установленный на второй машине.
Кроме того, на одном из участков «Бродяги» умудрились заправить машину бензином вместо солярки, из-за чего было потрачено много времени на промывку бака.
Большая часть пути от Иркутска до Хабаровска пролегает по открытой несколько лет назад трассе «Амур». Этот еще советский долгострой был закончен всего несколько лет назад: в 2010 году трассу фактически открыл тогда еще премьер-министр Владимир Путин, проехавший по ней на легендарной желтой Lada Kalina. После Байкала дорога становится заметно пустой, изредка попадаются едущие на запад лесовозы, зато все чаще попадаются компактные японские грузовики.
Настоящим мастодонтом из прошлого здесь кажется ГАЗ-53, из последних сил пытающийся одолеть сопку. То и дело меняется и качество дороги. За 500 км до Читы дорога напоминает стиральную доску, однако вскоре она превращается в отличный автобан. После Читы дорога становится вполне комфортной: на ней появляются полосы для обгона и отбойники со световозвращателями.
1300 км до Хабаровска. Трасса ровная, никого на дороге. Унылую езду вдоль серых сопок скрашивают лишь дивные названия ручьев, над которыми проложена трасса. Жесткий Defender ощутимо подскакивает над ручьем Халан. Не заметить следующий ручей Халанский не получится: при проезде через него все незакрепленное в салоне летит к потолку, в том числе спящий на «лежке» второй водитель.
Заправки в этих краях встречаются редко и часто марки «ноу-нейм»: огромные цистерны с не менее высокими ценами, у которых не брезгуют заправляться водители внедорожников премиум-класса.
Цена дизельного топлива в районе Нерчинска, например, достигает 39 руб. Но выбора у водителей нет, поэтому сомнительный бензин по заоблачным ценам все равно перетекает в проезжающие бензобаки.
При этом стоимость топлива ни в этих, ни в более официальных заведениях никак не коррелирует с уровнем комфорта. На протяжении 2 тыс. км основной тип уборной здесь заставляет большинство водителей в очередной раз порадоваться, что они родились мужчинами. «Туалет вам? А вона там, за прицепом», — говорит, высунувшись из окошка, продавщица бензина на заправке в крупном городе и железнодорожном узле Сковородино в Амурской области.
Не обходится и без приключений. Возвращаясь с контрольной точки на трассу М-58 со стороны Благовещенска, команда «Панда» на ночной пустынной загородной трассе вынуждена остановиться. На снежном бруствере у дороги на пузе стоит заведенная Toyota с разбитым правым боком и рядом лежит упавший бетонный столб. На водительской двери кровь, но никого рядом нет. Команда вызывает ГАИ, однако еще до приезда полиции появляется машина с двумя не реагирующими вопросы парнями, которые тросом пытаются вытащить из сугроба машину.
Не доезжая до Хабаровска, экипаж «Панды» при обгоне автовоза, заполненного бревнами, замечает, что самые крайние стволы вот-вот начнут сыпаться на дорогу. Сравнявшись с кабиной и посигналив, водитель сообщает дальнобойщику, что что-то не так.
Пожалуй, самое контрастное впечатление оставляют бесконечные броски по лесовозным трассам в Приморском крае, где в заповедным лесах среди живописных сопок приходится брать множество контрольных точек. Красота нетронутой природы, то и дело попадающиеся по бокам дороги следы диких зверей здесь сочетаются с убогостью и нищетой полупокинутых поселков. Таких как Рудный Кавалеровского района, где раньше велась добыча олова.
Ассоциации с украинской Припятью не покидают и в прибрежных поселках Тимофеевка и Ольга, где мчащиеся внедорожники пустыми глазницами окон провожают заброшенные дома, пасущиеся у берега коровы да местная особа, с тоской ждущая, когда мимо проедет вообще хоть кто-то.
Взяв все контрольные точки и оказавшись раньше всех на Владивостокском маяке, победителем стала команда «Бродяги». Впрочем, победителями себя чувствуют и все остальные команды, добравшиеся до заветного маяка: после всех испытаний и приключений, увидев за две недели всю страну, участники «Экспедиции-трофи» доказали себе и остальным все, что хотели.