На старт соревнования вышли 15 команд – в каждой по шесть человек и два автомобиля. Маршрут Мурманск – Великий Новгород – Самара – Байкал – Хабаровск – Владивосток насчитывает 17 000 км. Участвовать в уникальной гонке теоретически может каждый, однако в основном это состоятельные люди, которые могут себе позволить не только оплатить участие от $6000 до $30 000, но и снарядить два внедорожника. Весь маршрут поделен на протяженные участки между несколькими крупными городами и продлится в течение трех недель.
Начало гонки. Мурманск — Великий Новгород
В Мурманске оказалось даже теплее, чем в Москве. Впрочем, мрачная атмосфера затяжной зимы, заснеженные сопки и низкие редкие хвойные деревья говорят о том, что ты все-таки находишься в Заполярье с суровыми климатическими условиями. Старт экспедиции состоялся около 9 утра 23 февраля у маяка «Белокаменный». Все машины освятил иеромонах Павел, который вошел в состав команды «Маяк», представляющей Русскую православную церковь. Святой отец везет с собой целый арсенал православных святынь, рассчитывая проводить церковные службы во всех городах на пути.
К началу экспедиции выстроился широкий модельный ряд внедорожников, участвующих в гонке: Toyota Land Cruiser, Land Rover Defender, Nissan Patrol, Jeep и Hummer.
Понять, насколько гонка изматывает участников, можно, только испытав все ее тяготы на себе: есть, спать, работать и принимать ключевые решения приходится на колесах. Единственные возможности хоть как-то перевести дух – заправки, но и на них лишнее время практически не тратится.
Первый промежуточный финиш состоялся в Великом Новгороде.
Федеральная трасса «Кола», тянущаяся от Мурманска до Москвы, в начале представляет собой дорогу неплохого качества. Но когда практически сразу после старта начался сильный снежный буран, стало как-то не по себе. После каждой встречной фуры на лобовое стекло обрушивалась снежная волна, за которой в течение пяти секунд вообще ничего нельзя было разглядеть.
На карельском участке трассы практически не встречались АЗС. Учитывая необходимость постоянно искать затерянные в абсолютной глуши контрольные точки, а также немалый аппетит прожорливых внедорожников, даже дополнительных канистр с топливом до очередной заправки хватало с трудом. И далеко не на каждой АЗС можно было найти дизельное топливо, которое в этих краях почему-то в дефиците.
Новгородский бунт
На центральной площади Великого Новгорода команды приветствовал оркестр, а выстроившиеся в ряд машины с недоумением изучали немногочисленные горожане. Дальнейший путь команды продолжили в полицейском сопровождении.
На городской площади, не зная о тяжелых условиях предстоящего спецучастка, среди команд начал зреть бунт против организаторов. Им явно не улыбалась перспектива полтора часа «убивать» машины, карабкаясь на снежные бураны, чтобы потом, по сути, остаться ни с чем: лишь пять первых команд по итогам спецучастка получали зачетные очки. В итоге, когда подошло время старта, команды, достигнув общей договоренности проигнорировать мероприятие, не сдвинулись с места. К этому времени участники уже вовсю курили кальяны, завтракали, общались и фотографировались на берегу заснеженного озера Ильмень.
Организаторы, видимо, оказались не готовы к такому повороту событий, но вскоре одна из команд все же сдвинулась с места и начала штурм гребня. «Отщепенцем» стала команда «Маяк», чью православную миссию помимо частных лиц поддержала и сама компания «Экспедиция». Видимо, чтобы не обижать организаторов, священники и их товарищи вышли на старт. Надо отдать должное «Маяку»: команда мужественно орудовала лопатами, пытаясь раскопать снежную насыпь, а иеромонах Павел, облаченный в камуфляжные штаны, несмотря на возраст, работал едва ли не активнее всех. Остальные команды, несмотря на нарушение негласных договоренностей, «Маяк» только поддерживали, а вскоре представители других команд и вовсе бросились им помогать. В итоге совместными усилиями, спустя отведенные на задание полтора часа, «Маяк» смог преодолеть лишь один бруствер. В итоге все команды остались после спецучастка без зачетных баллов и, получив задание на следующий этап, сразу же оттуда отправились в Екатеринбург.
Великий Новгород – Екатеринбург
На один из самых протяженных этапов гонки длиной порядка 2500 км командам отвели около двух суток. За это время нужно было не только доехать до цели, но и выполнить очередной набор заданий.
Стоит отметить забавный парадокс: организаторы не раз заявляли о необходимости неукоснительно следовать ПДД, а нарушителей правил даже обещали снимать с гонки. Но чтобы выполнять все предписанные условия, у команд нет другого выбора, кроме как постоянно нарушать правила. Команда «Траст», один из фаворитов гонки, представляющий коллектив одноименного банка, взяла на борт корреспондента «Газеты.Ru», после чего устремилась на всех парах к цели. Если написать, что почти новые внедорожники Toyota Land Cruiser, способные разогнаться до 200 км/ч, ехали по трассе положенные 90–110 км/ч, то это будет неправда. И «Траст», и другие команды перемещаются гораздо быстрее, а на некоторых участках средняя скорость часами не опускается ниже 130–140 км/ч.
При этом почти все команды в дороге останавливают сотрудники ГИБДД, после общения с представителями разных коллективов выяснилось, что такие остановки нередко заканчивались банальной взяткой.
С начала гонки корреспондент «Газеты.Ru» сам стал свидетелем, как сотрудник ГИБДД остановил обе машины одной из команд за выезд на встречную полосу и обгон в зоне действия запрещающего знака. Сам знак никто из семи человек, присутствующих в машине, не заметил, но споры и составление протокола могло затянуться непредсказуемой задержкой.
Решение, со слов самих участников, подсказал сам инспектор – 8 тыс. рублей «за двоих». Деньги были переданы прямо на дороге, чтобы это не смогло попасть в объектив камеры в машине ГИБДД. Отъехав от гаишника на несколько сот метров, автомобили вновь вышли на свою обычную скорость, заметно превышающую разрешенную.
Еще одну команду по пути в Екатеринбург останавливали семь раз, но и тут долгих разборок не было.
Большинство дорог на всем отрезке пути были вполне приемлемого качества, и езда по ним осложнялась исключительно погодными условиями, а не качеством асфальта. Впрочем, это не касается легендарной М10 Москва — Санкт-Петербург. В середине во многих местах трасса откровенно разбита и нуждается в ремонте. Впрочем, одним из самых главных препятствий стал город Вышний Волочек, проехать который из-за серьезных пробок оказалось непросто. При этом некоторые водители отмечали, что такое положение здесь наблюдается практически всегда.
Вообще поездка получилась насколько стремительной, настолько и утомительной. В ходе перегона «Траст», в частности, посетил Сызрань и Ульяновск. При всем уважении к местным жителям, оба города в зимнее время производят катастрофическое впечатление: безликие серые панельные хрущевки, такой же снег на обочинах, кругом обшарпанность и запущенность.
Самый грязный город в мире
Одним из самых сильных впечатлений на пути к столице Урала стал визит в небольшой челябинский город Карабаш, который многие называют одним из самых грязных в мире. За почти двухсотлетнюю историю местное медеплавильное производство выбросило в атмосферу миллионы тонн свинца и других вредных веществ. Сам город окружен огромными терриконами из отработанной руды, снег в окрестностях грязно-коричневого цвета. Глядя на поникшие деревянные избы, невзрачные панельные дома и на их жителей, с суровыми лицами, бредущими по городу, так и хотелось попросить команды поднажать, чтобы поскорее покинуть это место.
В Екатеринбурге команды и журналистов ждал долгожданный отдых. Следующий этап корреспондент «Газеты.Ru» проведет в компании православного экипажа.