Из-за экономического кризиса автокомпании прекращают работать на российском рынке, даже если теряют при этом существенную долю своих мировых продаж. Так, согласно данным аналитического агентства «Автостат», наибольшая доля России относительно спроса в мире оказалась у корейской марки SsangYong. За прошлый год бренд продал на российском рынке 25 тыс. автомобилей, что составляет 17,7% от продаж за этот же период во всем мире. Однако на прошлой неделе компания SsangYong заявила, что из-за падения курса рубля прекращает импорт машин в Россию до тех пор, пока экономическая ситуация не стабилизируется. При этом сборка внедорожников марки на СП Mazda Sollers Manufacturing RUS во Владивостоке пока будет продолжаться.
Доля российских продаж марки Opel, которая также уходит из России, составила в прошлом году 6,1% от глобального спроса – по этому показателю компания занимает шестое место среди представленных на нашем рынке марок.
За 2014 год компания реализовала в России 65 тыс. новых машин, в то время как мировые продажи бренда составили 1,07 млн единиц.
Марка Chevrolet, которая также фактически покидает Россию, оставляя на рынке лишь три дорогие нишевые модели, находится на 18-й строчке соответствующего рейтинга — российские продажи марки составили в 2014 году 2,6% от мировых. На российском рынке компания реализовала в 2014 году 123 тыс. единиц, а всего в мире было продано 4,8 млн автомобилей.
Что касается лидеров рейтинга, то на втором месте находится бренд Renault, у которого доля продаж в России составила 9,3% от мирового объема. Третьей по величине этого показателя маркой стала Skoda с 8,2%. Пятерку лидеров рейтинга замыкают бренды Mitsubishi (7,2%) и Kia (7,0%).
В топ-10 рейтинга марок, помимо Opel, также попали такие бренды, как Land Rover (5,5%), Infiniti (4,8%), Great Wall (4,0%) и Lexus (3,8%).
Наиболее незначительные доли российских продаж в процентном соотношении с мировыми оказались у компаний Honda (0,5%), Cadillac (0,5%), Mini (0,6%), Peugeot (0,8%) и Jeep (0,9%).
Также стоит отметить, что у некоторых брендов — лидеров российских продаж доля спроса на этом рынке является при этом совсем небольшой, если сравнивать ее с объемом реализации в мире. Если у Renault, Kia и Mitsubishi высокая доля России соответствует хорошим продажам, то марка Ford, которая по уровню продаж в России в 2014 году заняла десятое место, реализовала на российском рынке лишь 1% от того количества автомобилей, которое было продано ею за этот период по всему миру. Доля российских продаж Toyota составляет 1,9% от глобального спроса. При этом Toyota в прошлом году оказалась шестой компанией по объему проданных автомобилей в России.
Невелика российская доля мирового спроса и у крупных автокомпаний Volkswagen (2%) и Nissan (3,4%), которые при этом также входят в число лидеров по объему реализуемых автомобилей в России. Так, Volkswagen, продавший в прошлом году 128 тыс. машин, занимает седьмое место на российском рынке, Nissan со 162 тыс. реализованных машин – пятое.
В отчете «Автостата» также приводятся итоговые цифры по глобальному рынку –
в 2014 году мировые продажи выросли на 3,4% относительно 2013 года и составили 87 млн новых автомобилей. Российский вклад в мировой авторынок в прошлом году оказался на уровне 2,9%. В рейтинге крупнейших мировых авторынков Россия заняла восьмое место.
Комментируя эти показатели, аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов отмечает, что достаточно сложно с точки зрения бизнеса объяснить решение SsangYoung о прекращении поставок в Россию, учитывая важность этого рынка для компании. «Неизвестно, какие убытки могла нести компания, импортируя и собирая автомобили на СП с Sollers, а также корректировались ли компанией цены на собираемые во Владивостоке модели, — пояснил «Газете.Ru» Беспалов. — Но, даже учитывая большую долю российских продаж компании в мировом объеме, перераспределить этот спрос (25 тыс. машин) на другие рынки при грамотном маркетинге они вполне могут.
То же самое можно сказать и про Opel – мировой рынок продолжает расти, поэтому компания легко сможет увеличить спрос на рынках в других странах, восполнив потерю доли российских продаж».
Говоря о брендах с небольшой долей продаж на российском рынке и не обладающих здесь производственными мощностями, эксперт отметил, что такие компании в теории могут безболезненно покинуть Россию, но на практике не делают этого по ряду причин. «С одной стороны, наш рынок в абсолютных цифрах – большой, поэтому многие бренды хотят здесь работать, будучи уверенными в его восстановлении, — говорит Беспалов. —
С другой, компании имеют соглашения с импортерами и дилерами, которые создавали для них инфраструктуру, – в случае ухода с рынка они будут вынуждены выплачивать им компенсации.
Кроме того, помимо продажи автомобилей, есть рынок послепродажного обслуживания, который тоже является важным для брендов».