Количество стационарных постов ГИБДД в России продолжит сокращаться. А те, что решено оставить, в МВД предлагают подвергнуть кардинальному переоснащению. Кроме того, данные о местонахождении стационарных постов станут открытыми и будут использоваться для навигационных систем.
В частности, посты оснастят стальными ставнями с бойницами, средства для принудительной остановки автомобилей и вертолетными площадками. Кроме того, в распоряжении нарядов инспекторов на постах появятся служебные собаки. Такие новшества появились в доработанном проекте приказа министра внутренних дел «О совершенствовании деятельности стационарных постов ДПС ГИБДД МВД», опубликованном на Едином портале размещения проектов нормативных актов.
Согласно тексту документа, в целях обеспечения личной безопасности наряда ДПС и эффективного отражения возможного нападения здание стационарного поста должно быть дополнительно оборудовано блиндированными специальными пуленепробиваемыми ставнями с бойницами для ведения ответного огня и заградительной галереей из железобетонных конструкций. Среди прочих нововведений также значится оснащение постов ДПС местом для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, площадкой для досмотра транспортных средств.
Что касается численности стационарных постов ДПС, то в проекте приказа учтены предложения территориальных органов МВД России на региональном уровне. В итоге предлагается ликвидировать ряд неэффективных постов на автодорогах различного уровня.
Таким образом, постов ДПС останется в России всего 112, хотя в изначальном варианте проекта приказа, который был опубликован в октябре прошлого года, в списке значилось 127 постов.
«Реализация мероприятий по оптимизации размещения стационарных постов ДПС, высвобождению личного состава для выполнения распорядительно-регулировочных действий, предупреждения и пресечения правонарушений в местах, характеризующихся наиболее сложной дорожной обстановкой, будет продолжаться, — отмечено в документе. — Это в том числе позволит сократить время прибытия сотрудников ДПС на места совершения дорожно-транспортных происшествий, повысить оперативность нарядов».
Еще одним важным новшеством станет раскрытие информации для навигационных систем о дислокации стационарных постов ДПС. До настоящего времени данные об их нахождении на федеральных автомобильных дорогах содержали пометку «Для служебного пользования», однако после принятия поправок все данные официально раскроют.
Это поправка необходима в связи с изменениями, внесенными в ст. 102 федерального закона «О навигационной деятельности», которая в действующей редакции предусматривает, что информационная система навигации для автомобильных дорог должна обеспечивать доступ к информации о местоположении стационарных постов органов внутренних дел.
В МВД поясняют, что стационарные посты ДПС размещены на автомобильных дорогах открыто и обозначены соответствующими дорожными знаками, поэтому обеспечение всем участникам дорожного движения доступа к информации об их местоположении представляется своевременным шагом, а дальнейшее ограничение доступа к этой информации является нецелесообразным.
По мнению председателя «Движения автомобилистов России» Виктора Похмелкина,
стационарные посты ДПС со временем могут вообще исчезнуть в России. «Помимо того, что это всегда было рассадником коррупции, содержание таких постов связано с немалыми финансовыми затратами,
— рассказал «Газете.Ru» Похмелкин. — Толку при этом от постов ДПС нет никакого: преступники, злостные нарушители прекрасно осведомлены об их местоположении и при необходимости объезжают их стороной».
По словам правозащитника, комплексы видеоконтроля и мобильное патрулирование дорог значительно эффективнее, чем стационарные посты ДПС, от которых уже давно отказались в большинстве стран.
Напомним, что решение о закрытии стационарных постов ДПС было принято на федеральном уровне в 2009 году в рамках реформы полиции. Тогда штатная численность личного состава МВД была сокращена на 10–12%, а на следующий год еще на 10%. В связи с этим началась программа по оптимизации структуры ДПС: сначала ликвидировались посты на дальних подъездах к городам, а потом и все остальные.