Новый скандал в ГИБДД, связанный с работой камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД, разразился в Республике Коми. Масштабные нарушения в деятельности Центра автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) регионального управления ГИБДД МВД были выявлены в ходе плановой проверки прокуратурой республики исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Итоги проверки свидетельствуют о многочисленных фактах непривлечения к административной ответственности юридических лиц и граждан, совершивших административные правонарушения, которые были зафиксированы дорожными камерами.
Кроме того, по сути, впервые на официальном уровне подтвердилась информация о существовании так называемых «белых списков» — попавшие в них автовладельцы могут не бояться дорожных камер, так как штрафы им не приходят.
Установлено, что по принадлежащим Сбербанку, автохозяйству администрации главы и правительства Республики Коми, а также администрации города Сыктывкара транспортным средствам длительное время не выносились постановления об административных правонарушениях, которые зафиксировались камерами фото- и видеофиксации.
Оказалось, что в регистрационной базе данных учета транспортных средств УГИБДД МВД по Республике Коми попросту отсутствовали сведения об основных государственных регистрационных номерах соответствующих юрлиц.
Кроме того, в базе данных отсутствовали и данные о собственниках автомобилей, зарегистрированных в других регионах. Постановления о привлечении к административной ответственности водителей таких машин практически не составлялись.
Выборочная проверка прокуратуры выявила 22 случая, когда штрафы владельцам автомобилей из других регионов не отправлялись.
Как пояснили «Газете.Ru» в прокуратуре республики, проверка проводилась в декабре 2014 года и представление было передано в МВД Коми перед новогодними праздниками. «У них по закону есть 30 дней на то, чтобы разобраться в причинах выявленных нарушений, — уточнили в пресс-службе прокуратуры. —
Мы располагаем данными, что постановления об административных правонарушениях не выносились ГИБДД как минимум в течение года».
По словам представителя прокуратуры, точное количество штрафов гражданам, машины которых стоят на учете в другом регионе, не установлено. «При проверке было взято лишь небольшое количество фактов нарушения ПДД, зафиксированных камерами, и выявлены факты отсутствия вынесения постановлений по этим нарушениям», — добавили в прокуратуре.
В республиканском МВД «Газете.Ru» подтвердили, что представление от прокуратуры получено, но дополнительную информацию предоставить отказались. «Министром МВД Республики Коми по данным фактам назначена служебная проверка, по результатам которой станут известны подробности», — заявили в пресс-службе.
«Так называемый «белый список» есть в каждом регионе, где есть дорожные камеры. Туда вносят машины чиновников местного минтранса, других сотрудников правительства региона, высокопоставленных полицейских, их друзей, родных и других приближенных — в общем, всех, у кого есть возможность.
Штрафы этим людям больше не приходят, — на условиях анонимности рассказал «Газете.Ru» один из производителей дорожных камер. — В сервер просто вносятся нужные номера, и дальше электроника уже сама все «фильтрует». В крупных регионах такой список может включать и тысячу человек. В областях поменьше — десятки или сотни человек».
По словам источника, люди, обладающие административным ресурсом, добиваются попадания в «белый список» в связи с тем, что штрафы камерами выносятся в автоматическом режиме и, в отличие от общения с «живым» сотрудником ГИБДД, у нарушителя нет возможности их избежать. «Тут дело даже не в том, что им денег жалко. Они ведь могут и не заплатить за эти нарушения — судебные приставы ходят к простым водителям, а не к ним, но любые штрафы, даже оплаченные, остаются в базе, и далеко не всем людям хочется иметь такой шлейф», — отметил собеседник издания.
Эксперт поведал, что такие «белые списки» существуют вполне официально.
«Это оперативные службы — полиция, скорая, те же городские автобусы, если это выделенная полоса. В сервер вносится номер машины, и все. А что мешает сотрудникам ГИБДД туда внести еще чей-то номер? Ничего. Выявить это достаточно сложно — если специальное подразделение МВД не проведет целенаправленной проверки, то об этом просто никто никогда и не узнает», — добавил собеседник.
По словам другого источника «Газеты.Ru», в России нет ни одного софта для комплексов камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД, в котором не предусмотрена возможность создания «белого списка». «Такая опция нужна, например, для тестовых поездок, при которых проверяется точность определения скорости автомобиля камерой, — пояснил специалист. — Номер машины забивается в базу, и штрафы за превышение скорости не выписываются.
На деле же в «белый список» действительно попадает огромное количество номеров автомобилей сотрудников ГИБДД, всех силовых ведомств, чиновников, их родственников и прочих влиятельных людей. Технически добавить регистрационный номер машины в такой список могут и сотрудники самого ЦАФАП, и сотрудники компании, обслуживающей комплекс».
Напомним, что громкие скандалы вокруг работы дорожных камер случались в разных регионах России и раньше. Так, например, широкий общественный резонанс получила история о массовых фальсификациях сотрудниками ГИБДД штрафов с дорожных камер в Краснодарском крае. В ходе проверки выяснилось, что гаишники не только фальсифицировали нарушения, но и пытались скрыть информацию о проделанных манипуляциях. По некоторым данным, за два месяца в 2013 году только с шести камер ГИБДД в Краснодаре водителям пришло 440 тыс. незаконных штрафов на общую сумму более 200 млн руб.