Падение продаж на российском авторынке ускорилось в июне. За прошедший месяц в России было реализовано 199 398 новых автомобилей — это на 17,3% меньше по сравнению с этим же месяцем 2013 года. В целом с начала года потери составили уже 7,6%. Всего за шесть месяцев было продано 1,23 млн единиц. Такие данные опубликовал во вторник комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
По словам председателя комитета Йорга Шрайбера, многие участники рынка уверены, что падение продаж будет продолжаться в этом году. «Автомобильный рынок продолжает движение вниз с увеличенной скоростью. По сравнению с 2013 годом продажи в июне просели на 17,3%, приведя к падению продаж во втором квартале в целом на 12,4%, — прокомментировал итоги прошлого месяца Шрайбер. — Согласно мнению компаний — участников Комитета автопроизводителей, ослабление рынка еще не закончилось. Продажи во второй половине года будут на уровне 1,2 млн единиц, что эквивалентно понижению на 16% по сравнению с тем же периодом 2013 года».
Таким образом, в связи с низкими текущими показателями АЕБ ухудшила свой прогноз относительно падения продаж легковых и LCV автомобилей в России по итогам 2014 года до 12%, или 2,45 млн единиц.
Практически у всех автокомпаний из топ-10 рейтинга АЕБ отмечается продолжающееся падение продаж. Так, Lada, традиционно лидирующая на рынке по объему реализации, ушла по итогам июня в минус на 19% (30 114 машин) и на 15% по результатам полугодия. Продажи Kia также сократились в прошлом месяце до -3% (17 023), за январь — июнь падение составило 1% в сравнении с этим же периодом 2013-го. Еще один корейский бренд, Hyundai, остается пока на том же уровне по итогам полугодия, но в июне компанией было реализовано только 16 754 машины, что на 3% меньше, чем в этом же месяце прошлого года.
Точно в такой же ситуации находятся и другие компании: у Renault, Toyota, Volkswagen и Chevrolet продажи продолжают падать как по итогам прошлого месяца, так и в сравнении с январем — июнем прошлого года.
Сокращаются объемы реализации и у Nissan, однако среди конкурентов из топ-10 рейтинга японская компания на данный момент единственная, кто пока не ушел в ноль или минус в сравнении с прошлогодними результатами.
В расположении производителей в рейтинге объема продаж существенных изменений не произошло. Лидеры продаж по моделям остались в июне прежними. Лучше всего продавались в прошлом месяце модели Lada Granta (12 958 машин), Hyundai Solaris (10 565) и Kia Rio (8696 машин). При этом Granta в июне потеряла 28% в сравнении с этим же месяцем прошлого года, а модель Rio показала рост на уровне 8%. Объем продаж «Солярис» остался на том же уровне, но, по мнению экспертов, модель ждет рост продаж в ближайшие месяцы в связи с выходом на рынок нового поколения.
Продолжают расти продажи модели Lada Largus, которая переместилась на четвертую строку рейтинга АЕБ. В июне был реализован 6981 автомобиль, что на 39% больше, чем за этот же месяц 2013-го. По итогам января — июня рост продаж модели достиг 41%.
Далее в рейтинге продаж модели расположились следующим образом: пятое место – у кроссовера Renault Duster (6079 машин и -19%), шестое – за седаном Volkswagen Polo (5378 машин и -21%), седьмое – у модели Renault Logan (5233 машины и 18%), восьмое – еще один представитель кроссоверов – Nissan Qashqai (2425 машин и 73%). Успех Logan и Qashqai обусловлен появлением новых генераций этих моделей. Замкнули топ-10 рейтинга модели Lada Kalina (3872 машины и 33%) и Nissan Almera (3733 машины и 217%).
Эксперты считают, что, несмотря на неплохие показатели, которые удается демонстрировать отдельным автокомпаниям, ситуация на рынке продолжает развиваться по пессимистичному сценарию и требует вмешательства государства.
В июне ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) вновь отправила в Минпромторг письмо, в котором попросила государство еще раз рассмотреть возможность вернуться к программе субсидирования автокредитов. Ответа от государства пока не последовало.
По мнению руководителя дилерского центра «Mitsubishi Рольф Сити» Владимира Мирошникова, ухудшение ситуации на рынке продолжится.
«Уже понятно, что потребители и автокомпании не дождутся от государства мер поддержки, — рассказал «Газете.Ru» Мирошников.
— В письме РОАД автодилеры предлагали не просто субсидированную ставку по автокредитам, а реальные стимулы для оживления экономики».
«При этом, по данным Минпромторга, в прошлом году на программу льготного кредитования было потрачено 8,6 млрд руб., и только в виде НДС и акцизов от проданных по этой программе автомобилей в бюджет вернулось 28,6 млрд руб., — напоминает Мирошников. — Таким образом, программа могла быть выгодна всем — страховому и автомобильному рынкам, потребителям, государству и экономике в целом».
По итогам прошлого месяца продажи дилеров «Рольф» упали впервые в этом году – на 4,9% по сравнению с июнем 2013-го.
Аналитик из «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов считает, что ускорение темпа падения продаж является результатом продолжения существующих на рынке тенденций.
«Покупательская активность осталась в первом квартале, автопроизводители продолжают активно повышать цены на свою продукцию, — рассказал «Газете.Ru» Беспалов.
— Потребителям нужно какое-то время, чтобы привыкнуть к новым ценам. Кроме того, автокомпании до сих пор пытаются склонить государство к тому, чтобы оно оказало авторынку поддержку. Покупатели об этом знают и временят с покупкой машин: а вдруг вернут программу льготного кредитования».
«На валютном рынке наметилась стабилизация, но в целом в экономике по-прежнему существует значительная доля неопределенности. Поэтому автопроизводителям нужно еще какое-то время для оценки ситуации — возможно, позже они начнут проводить дисконты, что положительно начнет сказываться на объеме авторынка», — заключил эксперт.