Европейские продажи автомобилей в мае выросли на 4,3% и составили около 1,13 млн единиц против 1,09 млн в 2013 году. Таким образом, в первые пять месяцев продажи достигли отметки 5,62 млн автомобилей, что на 6,6% больше прошлогоднего результата, сообщает Bloomberg. Как отмечают в Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), европейский авторынок показывает рост девятый месяц подряд. Среди крупнейших авторынков Европы падение показала только Италия (-3,8%), а в остальных крупных странах зафиксирован рост — от 0,3% во Франции до 16,9% в Испании.
По мнению экспертов, продажи растут благодаря растущему доверию покупателей, которые стали активнее покупать новые модели от Renault, Volkswagen, а также General Motors.
Наибольший рост в этом месяце показал Renault, продажи которого в мае подскочили сразу на 18%. На втором месте с долей рынка 4,2% оказался PSA Peugeot Citroen, а на первой строчке закрепился Volkswagen, отвоевавший 9,5% от общего рынка продаж.
Renault
Продажи автомобилей Renault, которые в ряде стран Европы продаются под брендом Dacia, в мае выросли на 24% — хорошие результаты обеспечили бюджетные модели: кроссовер Duster и хетчбэк Sandero. На 23% увеличились продажи Skoda, чему способствовали продажи новой версии Octavia. Seat вырос на 22%, Volkswagen и Audi подросли на 4,8%. Как говорят источники, знакомые с ситуацией, чтобы превзойти Toyota на мировом рынке, Volkswagen планирует расширить свою линейку кроссоверов в три раза.
Peugeot
Толчком к росту спроса на автомобили Peugeot стало появление компактного внедорожника 2008 и хетчбэка 308.
Компании даже пришлось увеличить их производство, чтобы закрыть все поступившие заказы. Европейские продажи Peugeot выросли на 4,8% в мае, а количество владельцев новых Citroen увеличилось на 3,5%. Руководство PSA Peugeot Citroen уверено, что у них есть все шансы добиться 10-процентного роста в этом году. Общие европейские продажи «близнецов» Opel и Vauxhall от General Motors возросли на 6,2% в прошлом месяце, чему способствовало появление компактного внедорожника Mokka и компактного автомобильчика Corsa.
Известно, что к 2018 году Opel расширит свою модельную линейку до 27 полностью новых или рестайлинговых моделей, чтобы обогнать Ford, вторую крупнейшую марку автомобиля в Европе после VW.
Главный исполнительный директор Opel Карл-Томас Нойманн отметил, что компания планирует достичь 8-процентной доли европейского рынка к 2022 году.
BMW и Mercedes-Benz
Европейские продажи BMW снизились на 2,5%. Основные продажи пришлись на BMW 5-й серии, кроме того, у компании серьезные планы на новый BMW 2-й серии Купе. Продажи Mercedes-Benz, который занимает в Европе третье место по продажам в премиум-сегменте после BMW и Audi, поднялись до 6,1%.
Особый спрос обеспечили седан С-класса и компактный внедорожник GLA.
Результаты smart упали на 16% — это объясняется подготовкой к запуску новых двухместных и четырехместных моделей. Кроме того, на 10% выросли продажи Nissan, на 2,2% — Toyota. На 2,8% упал Ford и на 2,9% — Fiat SpA.
Примечательно, что во многом хорошим результатам в начале года традиционно способствовали скидки, которыми дилеры привлекали своих клиентов. К примеру, на немецком рынке их размер составил около 11,3% от рекомендованной цены. Годом ранее скидки в среднем составили 11,6%. Единственными брендами, которые снизили цены еще больше, чем в 2013 году, оказались дилеры Audi и Volkswagen.
Таким образом, автомобильный рынок в Европе восстанавливается после продолжительного падения. Индекс потребительского доверия в еврозоне вырос в мае до самого высокого уровня с октября 2007 года. Руководители крупнейших промышленных предприятий прогнозируют, что в 2014 году продажи вырастут еще на 2–3%. Так, по мнению аналитика немецкого банка Bankhaus Lampe Кристиана Людвига, спрос на автомобили в ближайшие месяцы будет только увеличиваться. По его словам, после шести лет снижения продаж автомобилей в Европе накопился значительный отложенный спрос, который должен стимулировать рост продаж в ближайшие два года.
При этом в России в мае было реализовано 201 487 новых автомобилей — это сразу на 12% (28 019 машин) меньше по сравнению с маем 2013 года.
В целом с начала года рынок упал уже на 6%. Такие данные привел комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По мнению председателя комитета Йорга Шрайбера, российский авторынок все еще не может рассчитывать на выход из кризиса. Самыми продаваемыми автомобилями в России в мае оказались Lada, KIA, Renault, Hyundai, Toyota, Nissan. Европейский лидер Volkswagen занял всего лишь седьмое место.
Аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов считает, что в Европе продолжится оживление авторынка, поскольку перспективы в экономике становятся более определенными. В России же, напротив, ситуация осложнена экономической неясностью.
«В России покупка товаров длительного пользования откладывается на более поздний срок, — говорит Беспалов. — Одной из причин стало обесценение рубля, произошедшее в этом году, и нестабильная ситуация с валютными курсами, которая привела к удорожанию автомобилей.
В России 2014 год будет тяжелым, но во втором полугодии ситуация будет однозначно лучше, чем в мае».
Беспалов уверен, что в российском авторынке существует специфика, связанная с «АвтоВАЗом», но в целом ситуация не отличается от европейского рынка.
«У Volkswagen есть долгосрочная стратегия по увеличению доли на мировом рынке и превращению в глобального лидера, — говорит Беспалов. — Компания предлагает большие скидки и где-то даже готова жертвовать маржой. Если брать все бренды Volkswagen, то компания занимает в России очень хорошие позиции и по итогам мая находилась у нас на втором месте. Конечно, вытеснить с первых мест «АвтоВАЗ» и Renault Nissan довольно сложно».
Заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто в свою очередь рассказал «Газете.Ru», что в настоящее время большинство российских заводов работают под заказ. И несмотря на падение спроса, ожидать затоваривания складов не приходится. Кроме того, собранные автомобили вряд ли отправятся для продажи за границу по причине сложности таможенного законодательства.