Компания «Яндекс» на основе своего сервиса, измеряющего загруженность столичных дорог, подготовила исследование об эффективности платной парковки в центре города. Выводы экспертов должны понравиться столичным властям: после нововведений уровень загруженности центральных улиц за год снизился на 18%.
Для своего анализа специалисты «Яндекса. Пробки» сравнили уровень дорожных заторов в три «типичных будничных дня» в феврале 2013 и 2014 годов, то есть до и после введения внутри Садового кольца Москвы платной стоянки.
«В феврале 2014-го среднее время проезда по улицам Москвы в вечерний час пик сократилось по сравнению с февралем 2013-го на 6%, — говорится в исследовании. —
Внутри Садового кольца загруженность уменьшилась на 18%, а в остальной части города — только на 3%. 15% разницы между двумя последними показателями и составляют эффект от введения платы за парковки:
в центр теперь въезжает меньше машин, поэтому там стало свободнее».
Эксперты отметили, что речь идет о минимальной оценке, так как многие автомобилисты могли пересесть на общественный транспорт, что положительно сказывается на дорожной ситуации во всех частях города. В этом случае эффект от введения платной парковки, по мнению аналитиков «Яндекса», должен быть еще больше.
В ходе исследования специалисты выявили разную картину загруженности центра и остальной части столицы. Если в Москве в целом характерны два ярка выраженных пиковых периода: утром с 8.00 до 10.00, когда люди едут на работу, и вечером с 18.00 до 20.00, когда они возвращаются домой, то в центре картина выглядит иначе. Внутри Садового кольца пиковая нагрузка наступает вечером около 18.00, когда уровень пробок увеличивается до 7 баллов по 10-балльной шкале.
Если в центре и на периферии ситуация улучшилась, то между Садовым кольцом и ТТК за год трафик ухудшился на 1%. «Некоторые автомобилисты, которые раньше парковались в самом центре, теперь оставляют машины с внешней стороны Садового и тем самым ограничивают движение», — указывают авторы исследования.
Напомним, что платная парковка в Москве в качестве эксперимента появилась на ряде улиц центра города 1 ноября 2012 года. С июня 2013-го платная зона была расширена до Бульварного кольца, а с 25 декабря — до границ Садового. Эксперты считают результаты исследования неоднозначными.
«Прежде чем петь дифирамбы платным парковкам, я бы предложил сравнить, что было прошлой зимой и что этой, — заявил «Газете.Ru» координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — В 2013 году зима была очень снежная, а в этом осадков было во много раз меньше, отсюда и такая разница. И если на широких магистралях снег не особо влиял на движение, то на узких улочках центра сугробы оказывали гораздо более сильное влияние на трафик. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в целом результат в этом году был значительно лучше, а особенно большой разница оказалась в центре».
Эксперт обратил внимание на то, что, по данным независимых аналитиков, средняя скорость движения в центре города действительно возросла. «Но не потому, что машин там стало меньше. Подумав, что центр разгрузился, многие автомобилисты теперь едут туда исключительно в транзитных целях, поэтому и средние скорости возросли», — отметил Шкуматов.
Он не стал утверждать, что исследование «Яндекса» необъективно. «Цифры есть цифры, но если использовать научный подход, то давайте хотя бы сравнивать ситуацию не в феврале, а в теплое время года. Когда не будет влияния осадков, картина будет более объективна, — добавил активист. — Хотя, по моим ощущениям простого водителя, никаких особых улучшений я не вижу. Едва немного навели порядок с хаотичной стоянкой внутри Садового кольца, как все начали кое-как парковаться за его пределами. Отсюда и такой регресс по зоне между ним и ТТК».
«Я бы не стал полностью доверять этим результатам: снижение трафика в феврале 2014-го может быть связано с проведением Олимпийских игр в Сочи, — говорит первый вице-президент, ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Тузов. — Кто-то поехал туда по работе, кто-то — в качестве зрителей, да и множество чиновников и госдеятелей также были в Сочи. Это заметно сказалось на трафике».
При этом Тузов признает, что за последнее время столичные дороги действительно стали свободнее. «Внедрение Интеллектуальной транспортной системы (ИТС) и расширение зоны платных парковок сыграли в этом свою роль. Работа эвакуаторов, убирающих автомобили, припаркованные вторым рядом, и освобождающих тем самым дополнительную полосу движения, также обеспечивает снижение трафика, — отметил он. — Поэтому в данном случае нельзя говорить о каком-то одном отдельно взятом и наиболее действенном нововведении: причиной уменьшения трафика стал комплекс направленных на это мер».