В четверг Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила о возбуждении дела в отношении ЗАО «Мерседес-Бенц РУС». Российское представительство немецкого автопроизводителя подозревают в нарушении антимонопольного законодательства.
Поводом для начала расследования стало обращение крупнейшего официального дилера Mercedes-Benz в России, компании «Авилон». Она пожаловалась на навязывание «невыгодных условий сотрудничества и изменения структуры продаж в пользу дистрибьютора».
По данным ФАС, ЗАО «Мерседес-Бенц» заключило с дилерами дополнительные соглашения к основному дилерскому договору, которые обязывали дилеров отказаться от самостоятельных продаж автомобилей и запчастей.
Более резонансной стала часть соглашения, которая обязывала дилеров Mercedes отказываться от участия в тендерах на поставку автомобилей отдельным клиентам: компании не могли продавать автомобили чиновникам,
это право официальный дистрибьютор в лице ЗАО «Мерседес-Бенц», по данным ФАС, оставлял за собой.
«По мнению антимонопольного органа, эти положения договоров могут ограничить конкуренцию на рынке запасных частей к автомобилям марки «Мерседес-Бенц» в Российской Федерации», — говорится в заявлении антимонопольного ведомства.
Как рассказали «Газете.Ru» в компании «Авилон», жалоба, ставшая поводом для возбуждения дела, была подана еще в феврале 2013 года. В августе «Авилон» и вовсе отозвал ее, поскольку компании удалось прийти к соглашению с «Мерседес-Бенц РУС».
«Все споры между «Авилон автомобильная группа» и ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» урегулированы в рабочем порядке. Сейчас мы ведем тесное сотрудничество», — сказала «Газете.Ru» финансовый директор «Авилон» Ирина Монахова.
Мнение ФАС на момент публикации «Газете.Ru» узнать не удалось. Представители «Мерседес-Бенц РУС» заявили, что компания не будет давать комментариев до тех пор, пока не будет вынесено какое-либо процессуальное решение.
Ранее Mercedes-Benz пытался разорвать дилерский контракт с «Авилоном», заключенный в 2007 году. Уведомление о расторжении контракта было подано еще в ноябре 2011 года. Вступить в силу оно должно было годом позже, но Арбитражный суд Москвы запретил Mercedes-Benz создавать препятствия дилерской деятельности «Авилона».
В мае 2013 года тот же суд успешно оспорил отказ Mercedes-Benz работать с «Авилоном». В представительстве немецкого автопроизводителя утверждали, что «Авилон», вопреки запрету, продавал автомобили госструктурам, но дилер утверждал, что настоящей причиной желания Mercedes-Benz прекратить совместную работу была личная неприязнь к руководству дилера.
Источник «Газеты.Ru», знакомый с обстоятельствами дела, утверждает, что нынешний интерес ФАС вызван именно продажей автомобилей ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» госструктурам, минуя дилеров.
Одним из наиболее ярких примеров подобных сделок является недавняя закупка автомобиля Mercedes-Benz S500L 4Matic правительством Сахалинской области в максимальной комплектации примерно за 8 млн руб.
Несмотря на повышенное внимание общественности к этому тендеру и негативный резонанс, торги были успешно проведены, а бюджетные деньги в итоге будут перечислены единственному претенденту — официальному представительству немецкой компании в России.
«Мерседес-Бенц РУС» хочет забрать эти полномочия у дилеров, чтобы самостоятельно контролировать ситуацию и избежать повторения прежнего коррупционного скандала»,
— рассказал источник.
Напомним, что в апреле 2010 года разразился крупный международный скандал, когда минюст США обвинил концерн Daimler AG (владелец марки Mercedes-Benz) в подкупе чиновников из 22 стран. Предположительно, госслужащие в течение 10 лет получали взятки в обмен на гарантии о последующей закупке в парк чиновников автомобилей Mercedes-Benz.
В даче взяток призналось и российское ЗАО «Мерседес-Бенц РУС».
Компания подкупала МВД РФ, Гараж особого назначения ФСБ РФ, Минобороны РФ, ФСО, мэрию Москвы и другие ведомства. По данным оппозиционного блогера Алексея Навального, чиновники российских ведомств, таких как ГОН, получали весьма крупные взятки — в отдельных случаях их сумма достигала почти 1 млн евро.
В США «дело Daimler» закрыли летом 2013 года после того, как компания выплатила около $180 млн штрафов. В России также было возбуждено уголовное дело по факту подкупа должностных лиц, однако об итогах расследования пока ничего не сообщалось.