Министерство юстиции США подало иск против немецкой автомобильной компании Daimler AG, обвиняя ее руководство в даче взяток в 22 странах мира в период с 1998 по 2008 год, сообщает Financial Times. Следствие считает, что в коррупционной схеме замешаны чиновники России, Турции, Египта, Китая, Нигерии, Ирака и других стран.
По данным минюста, официальные лица получали от автогиганта представительские лимузины и дорогие подарки – взятки обходились компании в десятки миллионов долларов.
Взамен автогигант получал выгодные государственные контракты в сотни миллионов долларов.
Daimler согласился пойти на сделку с правосудием и выплатит правительству США 185 млн долларов. Западные информагентства, в свою очередь ссылаясь на источники, близкие к делу, полагают, что и российское подразделение Daimler AG признает себя виновным: на автомобилях Mercedes ездят главы государства, а заказ на эксклюзивные бронированные машины должен был оформляться через представительство, минуя дилеров. Однако в интервью «Русской службе новостей» пресс-секретарь управделами президента Виктор Хреков заявил, что в последние 10 лет управление делами президента не заключало с этой компанией договоров. Официальный представитель Daimler в России отказался как-либо прокомментировать обвинения.
Между тем независимые аналитики считают, что лоббированием своих интересов занимаются большинство автокомпаний.
«Как правило, эти вещи остаются за кадром, поэтому в том, что история с Daimler стала публичной, скорее всего виновны недоброжелатели, — рассуждает в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» автоаналитик ИК «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын. — Госзакупки Daimler касаются автомобилей представительского класса, а их не так много, и между производителями есть конкуренция».
Как полагают аналитики, «серые» схемы участия в госзакупках существуют практически во всех странах с развитым автопромом. «Концерны друг у друга вырывают тендеры на поставку авто для госнужд, — считает аналитик. — Но в западных странах это местные концерны, которые также конкурируют между собой. Наша промышленность не может произвести авто такого класса, которым бы захотели пользоваться чиновники высокого уровня».
Тем временем эксперты отмечают, что коррупция в Европе и США сильно отличается от российской, которая работает в основном по сценарию, характерному для стран африканского континента.
«На Западе бизнес провоцирует взятку, у нас же чиновник создаёт все условия для взятки, — пояснил «Газете.Ru» председатель национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — Если бизнес в России не будет давать взятки, то он станет неконкурентоспособным, поэтому западные компании используют коррупционную ситуацию для продвижения своих бизнес-интересов». Эксперт добавил, что западные компании, чтобы избежать прямого контакта с нашими чиновниками, зачастую нанимают посредников, которые решают коррупционные вопросы.
«При этом надо понимать, что информация о наших чиновниках, замешанных в коррупционном скандале, поступит в зарубежные правоохранительные органы, — сказал господин Кабанов. — Чиновников могут привлекать к уголовному процессу, поскольку есть конвенция «большой восьмерки», в которой предусмотрены меры, в том числе арест счетов и уголовное преследование.
Поэтому скандал может негативно закончиться для наших официальных лиц».
Впервые автогигант заподозрили в коррупции ещё в мае 2005 года. Тогда комиссия ООН обвинила Daimler Chrysler (разъединение брендов произошло в 2007 году) в незаконных сделках с экс-диктатором Ирака Саддамом Хусейном. В июне 2005 о фактах коррупции в компании в прощальном письме сообщил менеджер представительства концерна в Нигерии. Спустя 2 месяца минюст США обвинил Daimler Chrysler в даче взяток чиновникам более чем в 12 странах мира, в том числе в Африке и Латинской Америке. Уже через год руководство компании публично призналось, что коррупция имела место в подразделениях в Африке, Азии и Восточной Европе