Во вторник члены комитета Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам проголосовали против сокращения в 2014 году средств на служебные автомобили и водителей. Ожидалось, что, согласно предложению управления делами президента РФ, транспортные расходы будут урезаны на 5%. Таким образом, годовое обслуживание членов верхней палаты парламента должно было сократиться с 490 млн руб. в 2013 году до 465 млн в 2014-м.
Своих автомобилей у сенаторов формально вообще нет. Совет Федерации ежегодно заключает договор на транспортное обслуживание из расчета 2 млн руб. на одного сенатора. Дополнительные средства выделяются и на аппарат ведомства. Победитель открытого тендера предоставляет нужное количество персональных автомобилей с водителем и сам занимается их обслуживанием.
В этом году Совет Федерации обслуживается ФБГУ «Автотранспортный комбинат управления делами президента РФ». Он выделил сенаторам и их аппарату 218 автомобилей: подавляющее большинство — автомобили BMW от 5-й до 7-й серии (60 машин) и Ford Mondeo (150).
Во вторник сенаторы решили, что в случае предлагаемого в 2014 году сокращения транспортных расходов на 25 млн их потребности в служебных машинах окажутся неудовлетворенными.
Примечательно, что в этому году Совет Федерации уже смог сократить транспортные расходы на 100 млн руб. по сравнению с 2012 годом.
Как пояснил «Газете.Ru» сенатор от Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов, сокращение, которое сенаторы обсуждали во вторник, было связано с режимом работы водителей.
Предлагалось перейти с двухсменного графика работы на полуторасменный, но сенаторов этот вариант не устроил.
Выступивший на заседании сенатор от Оренбургской области Николай Пожитков сообщил, что правовое управление Совета Федерации дало отрицательное заключение на идею сокращения расходов. «Согласно федеральному законодательству транспортные расходы — это не льгота, а услуга, и сенаторы должны быть обеспечены ею в полном объеме», — цитирует Пожиткова агентство ИТАР-ТАСС.
«Совет Федерации, как любой орган, у которого есть собственный бюджет на автотранспортные услуги, объявляет конкурс, в котором наравне со всеми принимает участие в том числе и управление делами президента», — заметил пресс-секретарь управделами Виктор Хреков.
Стоит отметить, что по меньшей мере один крупный тендер на транспортное обслуживание сенаторов в следующем году уже достался главному конкуренту управления делами президента — компании «Гема». Уже несколько лет она обслуживает депутатов Госдумы. В октябре дочернее предприятие «Гемы» ООО «СчетСпецТранс» выиграло открытый конкурс на предоставление Совету Федерации 39 автомобилей за 94 млн руб. При этом вместо BMW и Ford сенаторов пересадят на Audi и Skoda. Информации о тендерах на оказание услуг для остальных сенаторов в открытом доступе не появлялось.
Между тем Вадим Тюльпанов заявил «Газете.Ru», что члены Совета Федерации все-таки планируют сокращать транспортные расходы, но другим путем.
«Транспортные расходы сенаторов все же будут сокращаться, — заявил он. — Мы планируем отказаться от служебных машин на летний период. Речь идет примерно о полутора месяцах — часть июля и весь август. За счет этого мы сократим расходы даже не на 5%, а примерно на 10%».
Тюльпанов подчеркнул, что в Совете Федерации идет сокращение всех расходов. «К примеру, мы отказались от рассылки ряда газет, будем получать электронные экземпляры — несколько миллионов рублей в год мы так сэкономим. Вспомним пословицу, где курочка по зернышку скребет», — добавил он.
Сенатор также отметил, что идеи некоторых его коллег об отказе от служебных автомобилей и монетизации этой льготы нереализуемы. «Мы изучили этот вопрос, и, к сожалению, монетизацию осуществить будет практически невозможно, — заметил он. — Министерство финансов прямо нам указало, что это будет считаться нецелевым использованием средств, если мы будем из двух миллионов какие-то средства отдавать сенатору. Будем обдумывать и обсуждать эту инициативу, но при первом рассмотрении этого сделать невозможно».
Многие органы федеральной и региональной власти в последние годы отказываются от ведомственного автопарка в пользу заказа транспортных услуг у крупных компаний. В управделами президента РФ считают, что это выгоднее, чем обслуживать собственный автопарк.
К примеру, только власти одной Московской области потратят в этом году на транспортное обслуживание 1,6 млрд руб. За эти деньги чиновникам предоставили 663 автомобиля, в том числе люксовые Mercedes-Benz S и E-класса, BMW 5-й и 7-й серии, Audi A8 L, Audi A6, Toyota Land Cruiser, Mercedes-Benz GL 500.
В ближайшее время Госдума может рассмотреть вопрос об ограничении стоимости машин для крупных чиновников на уровне 3 млн руб. Для небольших чиновников лимит ограничат 1,2 млн руб. При этом подразумевается, что запрет распространится не только на покупку, но и аренду таких автомобилей.