Производитель GPS-навигаторов из Нидерландов компания TomTom опубликовала результаты исследования, посвященного транспортной загруженности крупнейших городов мира.
Москва, как и год назад, осталась лидером антирейтинга TomTom не только среди городов Европы, но и во всем мире.
По данным компании, перегруженность дорог российской столицы составляет 65% — на 1% меньше, чем год назад.
В пятерку лидеров антирейтинга также вошли Стамбул (перегрузка на 57%), Рио-де-Жанейро (50%), Варшава (44%) и Палермо (40%). С пятого по десятое места расположились Марсель (40%), Сан-Паулу (39%), Рим (36%), Париж (36%) и Стокгольм (36%). В прежние годы в топе списка TomTom оказывались Брюссель (в 2010 году) и Варшава (в 2011-м).
Уровень перегрузки обычных улиц в Москве составил 66%, а в случае с шоссе этот показатель равен 63%. В часы пик задержка в пробке составляет 74 минуты из расчета на час пути. В общей сложности средний москвич-автомобилист проводит в пробках 127 часов ежегодно, то есть около пяти суток. Эта цифра кажется высокой, но в TomTom утверждают, что по всему миру среднее время стояния в пробке еще больше — восемь суток ежегодно.
Самым загруженным днем во втором квартале 2013 года, по данным TomTom, стало 25 апреля 2013 года — день «прямой линии» с Владимиром Путиным, которую транслировали ведущие федеральные телеканалы.
Эксперты распределили дни недели по дорожной загруженности, разделив их при этом на утро и вечер. Самым трудным для поездок по Москве стал вторник, причем как утром, так и вечером. В этот день транспортная сеть столицы оказывается перегруженной на 120–160%.
Самыми свободными периодами для проезда по российской столице, по данным TomTom, стали утро пятницы и вечер понедельника — в эти периоды загруженность составляет около 100%.
Дальше может быть даже хуже: по статистике TomTom за 2012 год, пик пробок в Москве пришелся на четвертый квартал 2012 года — осень и зиму.
Вероятность такого развития событий подтверждается участившимися сообщениями о том, что в вечерний час пик Москва встает в десятибалльных пробках (по данным сервиса «Яндекс.Пробки»). В последний раз это случилось совсем недавно — 7 ноября.
Комментируя общие результаты антирейтинга, глава TomTom Харольд Годджин отметил, что традиционные методы борьбы с пробками стали малоэффективными. «Мы видим, что уровень перегруженности дорог возрастает по мере того, как экономика стран выходит из рецессии. Традиционные способы снижения перегруженности, такие как строительство новых дорог и расширение существующих, не оказывают необходимого эффекта. Управление трафиком требует значительных доработок», — заявил Годджин.
Начиная с 2012 года TomTom ежегодно готовит отчет о загруженности крупнейших городов мира: в список включаются столицы и города с населением более 800 тыс. человек. Фирма собирает и сравнивает данные своих клиентов о том, сколько автомобилисты тратят времени на дорогу по различным типам трасс в разное время суток. В 2012 году компания проанализировала данные из 161 города. Впрочем, в рейтинг не вошли азиатские мегаполисы, которые также традиционно славятся своими пробками.
Компания TomTom существует с 1991 года и является крупнейшим поставщиком автомобильного навигационного оборудования в Европе. В настоящее время фирма обслуживает навигационные приложения на всех устройствах Apple.
Практически одновременно с выходом отчета TomTom московские власти заявили о расширении зоны платной парковки до границ Садового кольца.
На фоне этих новостей прозвучали заявления о том, что скорость движения автомобилей в центре выросла после введения платной парковки на 9%.
Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин рассказал «Газете.Ru», что объективность рейтинга TomTom сложно оценить, поскольку его методология до конца неизвестна, но эксперт не сомневается, что Москва относится к числу городов с тяжелой транспортной ситуацией.
Возможное решение проблем Блинкин видит в разумном парковочном режиме.
«Пока транспортная ситуация в городе напоминает очередь за бесплатным пивом. Представляете себе, как можно выстраивать спрос на пиво, если его раздают бесплатно? Пока мы не введем разумный парковочный режим, а город уже очень к этому близок, мы не сможем установить истинный спрос на автомобильные поездки. Какой спрос, когда человек едет с окраины города, скажем, к Покровским Воротам и оставляет там машину на весь день бесплатно? Ему это обходится даже дешевле, чем обычная пересадочная поездка на метро и автобусе», — сказал эксперт.
«В таких условиях вполне резонно будет спросить: а почему не ездить-то? Если Москва проделает то, что города Европы сделали в 1960-е, а города США — еще в 1930-е годы, введя нормальный парковочный режим, то тогда мы посмотрим, что такое московские пробки — искусственный феномен, связанный с дешевизной пребывания автомобиля в городе, или нечто более фундаментальное. Сохранение режима бесплатной парковки с уровнем автомобилизации 400 машин на 1 тыс. жителей — это откровенная нелепость. Слава богу, что администрация Собянина пошла на эту непопулярную, жесткую, но совершенно разумную меру по введению платных парковок. Строительством дорог эту проблему решить уже невозможно», — заключил Блинкин.