Вслед за известиями об официальной отставке прежнего руководителя «АвтоВАЗа» Игоря Комарова и назначении нового главы, Бу Андерссона, компания отчиталась о продажах за первые 10 месяцев текущего года.
В период с января по октябрь «АвтоВАЗ» реализовал 443,265 тыс. машин – на 12,8% меньше, чем годом ранее. Из этого количества 380,852 тыс. машин были проданы на внутреннем рынке – здесь спрос сократился на более заметные 15,2%.
В октябре были проданы 45,732 тыс. машин – падение по сравнению с сентябрем составило 3,6%. На российский рынок пришлись 37,484 тыс. автомобилей – на 6,3% меньше результатов минувшего месяца.
По сравнению с минувшим октябрем сокращение спроса на «Лады» внутри России составило 25,1% — годом ранее в этом месяце были проданы 50 тыс. машин.
Сокращение интереса к покупкам автомобилей затронуло даже российский бестселлер, уже 14 месяцев занимающий лидирующую позицию на рынке, – бюджетный седан Lada Granta. В минувшем месяце были проданы 13,357 тыс. машин, что оказалось ниже сентябрьского результата на 9,4%.
Сокращение спроса затронуло и Lada Kalina, которая стала второй самой продаваемой моделью марки. В октябре автомобили этого семейства купили 4,460 тыс. раз. В самой компании такой показатель по-прежнему объясняют тем, что завод «АвтоВАЗа» еще не вышел на оптимальный объем производства, а потенциальные покупатели пока ждут расширения опций и списка комплектаций новой «Калины» и не торопятся с покупкой.
Кроме того, в компании утверждают, что часть трудностей вызвана логистикой и поставщиками, которые пока не готовы поставлять комплектующие для обновленных моделей Lada в нужных объемах.
Спрос на универсал Lada Largus и автомобили семейства Lada Priora, напротив, вырос. Модели купили в количестве 6,402 (+7,8%) и 3,895 (+23,2%) тыс. штук соответственно. Для Largus этот результат стал рекордным за всю историю модели.
Немного увеличился спрос на машины семейства Lada Samara – в октябре были проданы 3,661 тыс. автомобилей этого семейства, что на 1,8% больше сентябрьского показателя. Возможно, интерес покупателей связан с известиями о скором окончательном снятии модели с конвейера. В линейке Lada ее место займет хетчбэк на базе популярного седана Granta.
В начале ноября совет директоров «АвтоВАЗа» подтвердил отставку главы компании Игоря Комарова.
На этом же собрании совет утвердил нового директора тольяттинского автогиганта – им стал шведский топ-менеджер Бу Андерссон. До назначения в «АвтоВАЗе» Андерссон успешно управлял нижегородской группой ГАЗ, а до этого на протяжении почти 20 лет занимал высокие посты в концерне General Motors. Менеджер должен вступить в новую должность в конце декабря 2013 года.
Уход Комарова совпал со значительными финансовыми потерями «АвтоВАЗа» — в первом полугодии 2013 года компания понесла убыток на сумму 2,6 млрд руб.
Заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто считает, что падение продаж российского концерна в основном связано с серьезным обновлением модельного ряда.
«Дело не в том, что рынок шатается в этом году. Основная причина — серьезное обновление модельного ряда на «АвтоВАЗе» — обновленные Kalina и Priora, отказ от производства Samara. Понятно, что старые машины никому не нужны, а новых в нужном объеме еще нет», — считает эксперт.
По мнению специалиста, задача нового главы «АвтоВАЗа» — продолжить линию, намеченную прежним руководством. «Андерссон придет уже на готовое предприятие, сделанное по западным правилам игры. Его задача — окончательно сделать из советского завода члена международного альянса — современное предприятие, которое отвечало бы требованиям Renault-Nissan», — заключил Моржаретто.