Совет директоров «АвтоВАЗа» на собрании 4 ноября принял отставку прежнего главы компании Игоря Комарова и утвердил нового директора тольяттинского автогиганта. Им стал швед Бу Андерссон, в последние четыре года возглавлявший нижегородскую группу ГАЗ, а перед этим занимавший крупные посты в американском концерне General Motors.
Совет постановил, что Андерссон вступит в должность 31 декабря 2013 года, но с оговоркой, что менеджер сам может выбрать дату для начала работы на новом месте.
Председатель совета директоров «АвтоВАЗа» и глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон тепло отозвался о работе Комарова на посту главы компании. «Я хотел бы с признательностью поблагодарить Игоря Комарова за его руководство и достижения на «АвтоВАЗе». Наши инвестиции в России и, в частности, на «АвтоВАЗе» будут значительно способствовать глобальному росту альянса в мире», — заявил Гон.
Глава Renault-Nissan также заявил о своих ожиданиях, связанных с назначением Андерссона. «Он талантливый и грамотный менеджер автомобильной индустрии, с огромным опытом на ключевых рынках, имеющих решающее значение для будущего развития альянса Renault-Nissan. Я жду того вклада, который он внесет в прибыльный рост «АвтоВАЗа» и альянса», — сказал Гон.
Заслуги Комарова отметил заместитель главы совета директоров «АвтоВАЗа» и глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов. «Под руководством Игоря Комарова «АвтоВАЗ» прошел сложный период восстановления после мирового экономического кризиса, было проведено серьезное технологическое обновление предприятия, это позволило на порядок улучшить качество производимой продукции. За пять лет удалось почти полностью обновить модельный ряд «АвтоВАЗа». Хочу поблагодарить его за проделанную работу», — заявил Чемезов.
Бу Андерссон родился в Швеции в 1955 году, в 1975 году поступил на службу в шведскую армию. Ряды вооруженных сил Андерссон покинул в 1987 году в чине майора. Тогда же началась его карьера в автомобильном бизнесе, он занял должность менеджера в компании Saab.
Андерссон быстро пошел вверх по карьерной лестнице и в 1990 году стал вице-президентом Saab по закупкам. В 1993 году поступил на работу в концерн General Motors на должность исполнительного директора по закупкам электрооборудования и химических товаров. В 1997 году Андерссон был назначен вице-президентом по закупкам в европейском крыле General Motors.
Два года спустя менеджер был переведен в США, где стал отвечать за мировые закупки GM и курировал их вплоть до 2007 года.
В 2009 году глава холдинга «Русские машины» Олег Дерипаска предложил Андерссону возглавить ГАЗ и швед согласился покинуть GM. Как и в случае прихода Комарова в 2009 году в «АвтоВАЗ», ГАЗ достался Андерссону с убытками — около 10 млрд руб. против 50 млрд у «АвтоВАЗа».
Шведский топ-менеджер полностью сфокусировал работу ГАЗа на выпуске грузовиков и коммерческих автомобилей, тогда как выпуск собственных легковых автомобилей был полностью свернут. Вскоре после назначения швед решился на масштабные сокращения: своих мест в общей сложности лишились около 50 тыс. человек, в том числе 56% всего управленческого аппарата и около 35% рабочих. Сам Андерссон тогда прокомментировал свое решение тем, что на предприятии слишком много бюрократии.
ГАЗ привлек на свои мощности западные компании Volkswagen, Daimler и General Motors, которые стали выпускать легковой транспорт, выйдя в 2013 году на объем около 150 тыс. автомобилей для российского рынка. При Андерссоне ГАЗ сохранил позиции лидера рынка коммерческих автомобилей (с долей рынка около 50%) и крупнейшего производителя автобусов (с рыночной долей около 65%). Сам менеджер за свою работу в Нижнем Новгороде удостоился множества западных наград в области автомобильного бизнеса.
Директор по развитию портала auto-dealer.ru Олег Дацкив рассказал «Газете.Ru», что Андерссон — единственно возможная кандидатура в той ситуации, которая наблюдается на «АвтоВАЗе». «На ГАЗ он пришел в сложное время: проект Volga Siber у них не пошел, по сути, $500 млн выбросили на ветер. Тогда же «Газель» начала немного проигрывать коммерческим иномаркам. В это же время наступил кризис», — сказал Дацкив.
«Андерссон же предложил массу модификаций для «Газели», закрыл проект Siber, что было правильным шагом. Он также провел множество реформ с дилерской сетью и в целом показал себя с отличной стороны. «АвтоВАЗу» и нужен такой человек, который действительно умеет работать в автомобильном бизнесе», — заключил Дацкив.
По мнению эксперта, перед новым руководителем стоит задача сохранить и приумножить все успехи команды Комарова.
«Если бы пришел парень из быстрых государственных структур, то предыдущую работу можно легко загубить. Профессионал-западник вряд ли такое допустит. Разумеется, он что-то поменяет, но в глобальном отношении направление работы не должно измениться, будет сохранена преемственность той стратегии, которую выбрали государство и «АвтоВАЗ», — говорит Дацкив.
Группа ГАЗ, оставшаяся без Андерссона, будет искать ему адекватную замену. «ГАЗ, как частная компания, понимает, что вырулить можно было только с такими специалистами. Наверное, Дерипаска будет искать такого же менеджера. Вероятнее всего, это будет западный управленец. Впрочем, Андерссон мог подготовить кого-то из замов себе на замену», — считает эксперт.
В пресс-службе группы ГАЗ «Газете.Ru» не смогли предоставить комментарии о новом назначении Андерссона. Тем не менее в компании сообщили, что в скором времени будет объявлено имя нового директора группы ГАЗ.