На сайте российского правительства во вторник было опубликовано постановление о принятии федеральной целевой программы (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». Стостраничный документ наконец-то раскрывает подробности принятой программы. После того как бюджет ФЦП сократили с 99 млрд до 32,4 млрд, многие эксперты гадали, на чем именно власти решат сэкономить.
Основная цель всей программы — это снижение числа погибших на дорогах на 8 тыс. человек по сравнению с 2012 годом. В прошлом году дорожные аварии унесли жизни 28 тыс. человек.
Положительно оценивая итоги аналогичной программы, действовавшей с 2006 по 2012 год, разработчики отмечают, что, несмотря на все усилия, российские дороги по-прежнему остаются крайне опасными. «Движение на дорогах России остается небезопасным по сравнению с наиболее развитыми странами.
В частности, на 100 тыс. жителей в ДТП в России гибнет почти в пять раз больше человек, чем в Нидерландах, и в два раза больше, чем в Чехии, уровень автомобилизации в которой почти в два раза выше российского», — говорится в документе.
Повышение безопасности в ближайшие годы пройдет за счет широкого внедрения современного оборудования: планируется отремонтировать и установить тысячи современных светофоров, дорожных знаков, улучшить освещение пешеходных переходов.
Особой статьей расходов станет продолжение масштабного внедрения комплексов автоматической фото- и видеофиксации нарушений ПДД. На их установку планируется потратить около 12% бюджета всей ФЦП – 3,936 млрд руб. На эти деньги закупят 3936 автоматических камер, то есть один комплекс обойдется бюджету в 1 млн руб.
При этом в 2013–2016 годах планируется закупать ежегодно от 235 до 360 комплексов, а с 2017 по 2020 год уже в среднем около 700 единиц.
Между тем цена автоматических комплексов, которые сейчас активно закупают подмосковные и московские власти, составляет от 2 млн до 3 млн руб. в зависимости от модели. Дополнительные средства нужны на монтаж и обслуживание камер. Каким образом власти собираются приобрести необходимое количество автоматических комплексов, остается неясным.
Еще 612 млн руб. потратят на создание трех федеральных центров по подготовке специалистов автошкол.
На проведение информационно-пропагандистских кампаний, «использующих наиболее действенные каналы коммуникации», благодаря которым должен повыситься уровень грамотности, ответственности и уровень самосознания участников движения, потратят 380 млн руб.
Отдельной строкой идет пропагандистская кампания в СМИ.
На подготовку и трансляцию соответствующих телерадиопрограмм как на федеральных, так и на местных и кабельных каналах до 2020 года потратят более 2,5 млрд руб.
Еще 730 млн руб. потратят на организацию соответствующих рубрик в печатных СМИ и «выпуск специализированной печатной продукции».
Программа предусматривает расходование 220 млн руб. на ежегодное проведение всероссийского конкурса профессионального мастерства водителей, а также на пропагандистскую кампанию среди водителей грузового и пассажирского транспорта.
Основные расходы ФЦП предусмотрены на капитальное строительство ряда объектов.
1,5 млрд руб. планируется потратить на строительство 300 надземных переходов в местах повышенной аварийности. На реконструкцию и строительство 809 км пешеходных ограждений, в том числе в зоне пешеходных переходов, до 2020 года потратят 2,83 млрд. На строительство и оборудование 2427 надземных пешеходных переходов выделят еще 3,91 млрд.
Отдельной строкой прописано строительство, реконструкция и техническое перевооружение светофоров. Всего на это выделят 2,53 млрд руб. За 577 млн руб. планируется оборудовать искусственным освещением 144 особо аварийных участка дорог, которые проходят по территории населенных пунктов.
МЧС России будет выделено почти 1,5 млрд руб. на внедрение современных образцов специальной техники и технологий, предназначенных для проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП.
Существенное внимание будет уделено вопросам детской безопасности на дорогах.
Деньги выделят на разработку новых программ, оборудования и учебных материалов, которые будут использованы в процессе обучения и которые должны снизить дорожный травматизм среди детей. На закупку 269 детских мобильных автогородков потратят почти 940 млн руб. Эти комплексы помогут сформировать у детей навыки безопасного поведения на улично-дорожной сети.
Еще 550 млн потратят на строительства 40 автогородков, на основе которых будут созданы базовые центры по изучению детьми и их учителями основ безопасного участия в дорожном движении.
Всем дошкольникам и учащимся младших классов к 2020 году раздадут «световозвращающие приспособления». Всего их планируется изготовить не менее 15 млн штук, на что уйдет почти 966 млн руб. На проведение различных всероссийских детских массовых мероприятий, например фестиваля юных автоинспекторов «Безопасное колесо», потратят в общей сложности 154 млн руб.
ФЦП предусматривает около полумиллиарда рублей на различные исследования, направленные на повышение уровня технического состояния машин, их пассивной и активной безопасности.
В частности, разработчики отвели 35 млн руб. на создание технологий по защите от поражения электрическим током на автомобилях с комбинированной энергетической установкой и электромобилях.
Кроме того, программа предусматривает трату 16 млн руб. на подготовку ежегодных аналитических обзоров и предложений по совершенствованию законодательного и нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения безопасности автомобильных перевозок пассажиров и грузов. А на освещение проблем организации дорожного движения в СМИ выделят еще 66 млн руб.
Еще больше – 160 млн руб. – потратят на проведение специализированных обучающих конференций и семинаров и на освещение проблем организации дорожного движения в СМИ.
Все три пункта предусматривают финансирование только из федерального бюджета.
«Для повышения безопасности на дорогах надо работать с людьми. А то у нас ФЦП живет своей жизнью, а водители — своей, и они даже не догадываются о существовании каких-то программ, — поделился своим мнением с «Газетой.Ru» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Она очень оторвана от людей: ни один автовладелец сейчас не скажет, на что были потрачены деньги предыдущей ФЦП. На самом деле эффекта можно добиться, только если внушить людям, что безопасность на дорогах зависит только от них самих. Делать это нужно с помощью хорошей социальной рекламы, чтобы она могла достучаться до каждого. Вышел на улицу — пожурил нарушителя ПДД, даже если это твой близкий друг, извинился сам, если что-то нарушил. У нас это не принято, как и жаловаться куда-то на других водителей, тем более своих близких. А это мышление и приводит к таким печальным последствиям. Его обязательно нужно менять».
По мнению Травина, в таких программах очень велика коррупционная составляющая.
«Даже некоторые высокопоставленные чиновники называют эту программу очень мутной. Я могу с ними согласиться.
Особенно в части финансирования различных исследований. Украсть там что-то проще простого. И финансирование новой ФЦП заметно сократили в том числе и потому, что ее эффективность кажется весьма сомнительной, — уверен эксперт. — Снижение смертности на дорогах происходит не благодаря семинарам и конкурсам и прочим бессмысленным мероприятиям, а за счет роста доли более безопасных иномарок и увеличения пробок. Из-за низкой средней скорости в больших городах теперь нужно очень постараться, чтобы попасть в смертельную аварию».