Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Всё по-старому»

Правительство на фоне критики экспертов готовится принять новую программу по безопасности дорожного движения

В четверг на заседании правительства будет обсуждаться федеральная целевая программа (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах». Правительство выделяет на ее реализацию около 100 млрд рублей, хотя меры, предлагаемые для улучшения ситуации на российских дорогах, вызвали серьезную критику со стороны экспертов, назвавших их архаичными и недостаточно эффективными. В дирекции, управляющей ФЦП, надеются на ее окончательное утверждение. Эксперт считают, что ничего нового в плане повышения безопасности на дорогах чиновники не предлагают, а их методы давно устарели.

Концепция новой ФЦП (предыдущая завершилась в 2012 году. — «Газета.Ru») была утверждена правительством в конце октября прошлого года, однако решающее обсуждение предложенных МВД мер должно состояться в четверг. Правительство должно решить, оставлять ли уже готовую программу в текущей редакции или вносить в нее серьезные коррективы, о чем совсем недавно в своем оценочном докладе заявили авторитетные эксперты.

Напомним, что основной целью ФЦП на 2013—2020 годы является снижение смертности на дорогах на 25% по сравнению с показателями 2010 года (с 26,5 тыс. до 20 тыс. человек в год). Ориентировочная стоимость всей программы составит 99 млрд рублей. Примечательно, что, когда в 2011 году МВД впервые обнародовало контуры будущей ФЦП, число погибших на дорогах к 2020 году должно было не превышать 18 тысяч человек в год.

Однако в финальной версии прогноз был скорректирован в худшую сторону в связи с тем, что за последние два года число жертв ДТП, до этого снижавшееся, вновь начало расти.

Основной акцент в ФЦП планируется сделать на развитие систем предупреждения опасного поведения на дорогах. На это планируется потратить 35 млрд рублей. На эти деньги, помимо прочего, с помощью пропагандистских кампаний, телепередач и других видов информационного воздействия власти будут повышать культуру на дорогах и воспитывать негативное отношение к нарушителям ПДД.

На организацию системы движения транспорта и пешеходов, а также повышение безопасности дорожных условий будет потрачено 29 млрд рублей. В частности, в ходе работы в данном направлении планируется создать единый перечень требований к транспортному планированию городов, в том числе в области определения мест для стоянок и парковок и масштабное строительство пешеходных переходов.

На развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП планируется потратить 17 млрд рублей.

В новой программе также впервые предусматривается разработка на государственном уровне новых систем активной и пассивной безопасности для отечественного автопрома, а также повышение уровня технического состояния машин.

На это выделят почти 1,5 млрд рублей, в том числе 350 млн на НИОКР.

Казалось, уже готовую к утверждению программу недавно подвергли жесткой критике эксперты из правительства и Высшей школы экономики (ВШЭ). Подготовленный ими объемный доклад «Безопасность дорожного движения в России: современное состояние и неотложные меры по улучшению ситуации» был размещен на сайте правительства.

«Ругать всегда легче, но я считаю, что и финансирование на эту ФЦП отпущено мизерное, — заявил «Газете.Ru» депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. — С таким бюджетом можно сделать не так много. Но я не согласен с тем, что заказчиком и одновременно контролером этой программы выступает одно и то же ведомство, то есть МВД. Там ведь среди исполнителей и другие министерства и ведомства есть».

Эксперты нашли в ФЦП гораздо большее число недостатков, посчитав ее прогнозы слишком завышенными и неоправданными, а меры реализации сильно устаревшими и неэффективными.

В частности, оказалось, что по уровню безопасности на дорогах Россия отстает от лучших стандартов в 5—12 раз, а число погибших снижается медленно и нестабильно.

Они отмечают, что и предыдущая ФЦП, реализованная с 2006-го по 2012 год, на которую потратили 48 млрд рублей, не была достаточно эффективной. «Ключевой программный показатель ФЦП-2012 выполнен не был: к 2012 году предполагалось снижение количества погибших в ДТП в 1,5 раза по отношению к базе 2004 года; фактическое снижение составило 27%», — отмечалось в докладе.

Авторы предложили свои меры по исправлению ситуации, которые в нынешнем варианте ФЦП никак не отражены. Прежде всего, по мнению экспертов, на дорогах должно соблюдаться тотальное равенство прав, обязанностей и ответственности всех участников дорожного движения. «Вне соблюдения этого императивного требования выход на уровень транспортных рисков, характерный для развитых стран, невозможен в принципе», — говорится в документе.

Также ученые предложили ввести в законодательство понятие «агрессивное вождение» и «неосторожное (неосмотрительное) вождение», за которое привлекать водителей вплоть до уголовной ответственности. Среди других мер отказ от «архаической практики» мировых соглашений с пострадавшими или семьями погибших, позволяющей виновнику избежать уголовного наказания в случае ДТП со смертельным исходом.

Глава дирекции программы ПБДД, которая управляет ФЦП, Андрей Погребняк заявил «Газете.Ru», что ФЦП не является жесткой конструкцией, она может и будет корректироваться.

По словам чиновника, изменения будут вноситься в зависимости от изменения ситуации с дорожной безопасностью.

«На заседании в четверг будут рассматриваться контрольные цифры только на ближайшие три года, — заявил чиновник, назначенный на должность в феврале этого года. — В самой программе уже заложены пункты, которые будут направлены на уточнение и разработку новых мер по повышению безопасности дорожного движения. Мы будем максимально приближать ее к задачам государства в области безопасности дорожного движения. Ни одно из мероприятий, предусмотренных в ФЦП, не будет проведено вхолостую».

Появление критических докладов экспертов он только приветствует. «Очень хорошо, что пошла серьезная дискуссия по безопасности, — сказал Погребняк. —

Нам это нужно, чтобы выявлять наши слабые места, и все это служит только на пользу ФЦП.

Мнение экспертов ВШЭ очень полезно, и не исключаю, что какие-то вещи из предложенных ими мер будут реализованы».

По мнению главы дирекции, предыдущая программа, которую эксперты упрекнули в недостаточной эффективности, выполнила свою главную задачу. «Она была направлена на снижение смертности, и я считаю, что программа была выполнена: мы достигли даже большего снижения, чем планировали, — сказал он. — С другой стороны, создаются новые инструменты управления, организации дорожного движения, обучения водителей и кадров ГИБДД, появляются новые технологии безопасности, и все это надо учитывать и внедрять».

Впрочем, судя по официальной статистике аварийности ГИБДД, основной показатель программы все-таки выполнен не был: к 2012 году предполагалось снижение количества погибших в ДТП в 1,5 раза по отношению к базе 2004 года, однако фактическое снижение составило 27%.

«Мы тщательно собираем и анализируем статистику аварий, и можем реагировать на нее очень оперативно, — сказал Погребняк. — Если на определенном участке дороги мы видим, что проблема заключается, к примеру, в выездах на встречку, то мы ставим здесь разделительные барьеры. Эти меры прописаны в ФЦП, и чем тут критики могут возразить? Ничего лучше пока не придумали. Конечно, можно было бы как-то расширить дорогу, но есть такое понятие, как система мер с наименьшей стеной, то есть проще недорогими мероприятиями достигать максимального эффекта, а не наоборот».

Погребняк выразил надежду, что программа будет утверждена. «Мы не сильно влияем на эти вопросы. Мы бы хотели, чтобы программу на ближайшие три года утвердили, ну дальше посмотрим».

«Это программа по освоению денег, а не по повышению безопасности дорожного движения, — заявил «Газете.Ru» президент Коллеги правовой защиты автовладельцев России Виктор Травин. — Я не знаю, что в ее рамках сделано и планируется сделать, так как передо мной, как и перед миллионами автовладельцев, никто не отчитывается».

Эксперт считает, что ничего нового в плане повышения безопасности на дорогах чиновники не предлагают.

«За такие деньги можно было бы полстраны перевернуть, каждому водителю изменить сознание, — уверен он. — А пока ожидаемого эффекта не видно. Когда их первоначально выделяли, я думал, что будет что-то происходить на моих глазах, но ведь ничего не меняется. Как были или не были светофоры, разметка, инспекторы ГИБДД, так все и остается. Все по-старому».

Травин считает, что смертность на дорогах в России снижается не из-за мер, принимаемых ГИБДД. «В городах стремительно растут пробки, они теперь не только в Москве, но и во всех крупных городах, даже уже не миллионниках, — отмечает он. — А там, где заторы, там убиться насмерть достаточно трудно. Кроме того, миллионы людей взяли автокредиты и покупают новые иномарки, которые имеют активные и пассивные системы безопасности. Они прекрасно работают и отлично спасают человеческие жизни — причем здесь ФЦП?»

Новости и материалы
В Новосибирске подожгли кабинет судебных приставов
Более 500 человек не могут вылететь из Норильска из-за непогоды
Олег Майами объяснил поцелуй с Бузовой: «Не с кем»
Чемпион UFC обвинил брата Хабиба в неуважении к Грузии
Стали известны подробности крушения грузового самолета в Вильнюсе
Командование ВСУ отправило британского военного под Курск против его воли
В США назвали главное преимущество «Орешника»
Аршавин раскрыл, чего не хватает «Зениту»
Пассажир упал на рельсы в петербургском метро
Израиль может пойти на прекращение огня в Ливане
В ДНР пресекли попытку ВСУ атаковать запас зерновых с помощью дрона
Взрывы произошли в двух областях Украины
Погребняк объяснила, почему решилась на пластику после родов: «Нужно пройти ТО»
На Тайване выступили с неожиданным заявлением об Украине
В сенате США заверили, что кандидат Трампа на пост главы разведки – не «российский агент»
В Литве грузовой самолет упал на жилой дом
«Атланта» с Миранчуком вылетела из МЛС
Роспотребнадзор не подтвердил информацию об отравлении детей в школе на востоке Москвы
Все новости