По данным ГИБДД России, опубликованным в понедельник на сайте ведомства, с января по август 2013 года в России произошло 127 026 серьезных ДТП, что всего на 1,9% меньше, чем в прошлом году. В этих авариях погибло 16 220 человек и еще 163 109 получили различные травмы. Оба показателя также немного ниже прошлогодних — на 6% по числу погибших и на 2% по числу пострадавших. Однако эти цифры не могут говорить о кардинальном улучшении ситуации с безопасностью на дорогах.
Основная причина аварийности в России — 89,1% случаев — несоблюдение водителями правил дорожного движения. По этой причине погибло более 14,3 тыс. человек и еще более 150 тыс. пострадало.
Кроме того, существенный вклад в статистику вносят не только водители, но и дорожники вместе с коммунальными службами. Так, за первые восемь месяцев число аварий из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог выросло сразу на 21,3% и достигло показателя 34 672 ДТП (27,3% общего числа). Число погибших и пострадавших в них также возросло, причем в случае с ранеными — сразу на 20,9%.
Вопреки опасениям скептиков отмена так называемого сухого закона для водителей в июле этого года пока не привела к росту аварий с участием пьяных водителей. Напротив, пока этот показатель на 2,5% лучше, чем за аналогичный период 2012 года. Число погибших в этих авариях упало на 7,6%, а пострадавших — на 4,7%.
По остальным показателям аварийности радикального улучшения в этом году в целом по России также пока не наблюдается. При этом стоит отметить, что с 2013 года в России должна была начать действовать новая федеральная целевая программа (ФЦП) ГИБДД «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», на которую может быть выделено около 100 млрд рублей. В целом она повторяет предыдущую восьмилетнюю программу, в ходе которой чиновники уже успели освоить 48 млрд рублей. По мнению экспертов, ФЦП содержит в основном устаревшие методы работы ГИБДД, которые практикуются со времен становления СССР, и злоупотребляет слишком радужными прогнозами.
Среди отдельных регионов заметным улучшением показателей может похвастаться Москва. За первые восемь месяцев 2013 года количество тяжелых аварий в столице составило 7214, что на 7,7% ниже, чем годом ранее. Число погибших в них сократилось до 482 человек (-2,1%), а пострадавших — до 8399 (-8,3%).
При этом Москва в этом году уступила Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которые обслуживаются одним УГИБДД, в антирейтинге по абсолютной аварийности для одного региона. В Санкт-Петербурге аварийность выросла на 1,2%, и по итогам августа этот показатель достиг отметки 7548 ДТП.
Помимо столицы положительная динамика также отмечается и в Подмосковье, где количество погибших в ДТП снизилось сразу на 13,9%, до 947 человек. Кроме того, существенный прогресс в плане безопасности движения достигнут в Карелии, Свердловской и Тюменской областях, где улучшение всех основных показателей в процентном соотношении измеряется двузначными числами.
Ухудшилась ситуация с аварийностью на дорогах во многих регионах Северного Кавказа. В крупном Пермском крае число аварий выросло сразу на 49,2%, до 3472 ДТП. При этом число погибших в них осталось на прошлогоднем уровне, а раненых — выросло на 54,7%. Существенно ухудшилось положение с безопасностью на дорогах Якутии и Тувы.
«Чтобы статистика каждый год не колебалась на 1–2% туда-сюда, нужно идти на радикальные меры и полностью менять всю систему обеспечения безопасности на дорогах, — считает экс-депутат Госдумы, лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. — Иначе мы так и будем высчитывать доли процентов, а люди как гибли и калечились в массовом порядке, так и будут».
Эксперт считает, что дорожную полицию нужно очистить от коррупции и перенацелить на профилактику аварийности, а также предпринять шаги с целью сделать медицинскую помощь пострадавшим в авариях более оперативной. «Тысячи погибших в авариях людей можно было бы спасти, если бы им вовремя оказали первую помощь. Это очевидный факт, с которым никто не спорит, но разве что-то в этом отношении делается? Ничего. Люди как умирали, так и продолжают умирать до того, как им кто-то как-то попытался помочь», — добавил Похмелкин.
Он отметил, что в России необходимо создать новую структуру, которая бы отвечала за безопасность дорожного движения в комплексе. «Ее руководитель должен нести персональную ответственность за три показателя — общее количество ДТП, смертность в них и тяжесть последствий.
Когда в этой сфере вместо семи нянек появятся конкретные ответственные люди, появятся реальные шаги, реально влияющие на ситуацию на дорогах, —
добавил эксперт. — Это и освещение всех пешеходных переходов, установка отбойников везде, где это только возможно, обязательно требование к автокомпаниям о запрете продажи новых машин без ABS и подушек безопасности, дальше можно продолжать и продолжать. Каждая из этих мер, которые уже давно реализованы на Западе, даст несколько процентов снижения смертности и тяжких последствий в ДТП».
В связи с этим Похмелкин считает ФЦП, реализуемую ГИБДД, бесполезной. «Что-то, может, и делается, но миллиарды утекают, а серьезных мер, которые дали бы ощутимый эффект из года в год, не наблюдается, — отметил он. — Выделенные из бюджета деньги идут непонятно куда и кому и, на мой взгляд, тратятся абсолютно неэффективно».
По мнению политика, повышение штрафов для водителей и другие ужесточающие меры могут дать эффект только в комплексе с другими мерами. «Прежде всего это неотвратимость наказания, — пояснил он. — У нас каждый второй откупается — деньгами, корочками, статусом. И в этой ситуации повышение штрафов у остальных водителей вызывает лишь чувство негодования и недоверия в отношении государства».