Утром во вторник возле зала траурных церемоний Николо-Архангельского кладбища Москвы собралось больше сотни мужчин разного возраста, чаще всего с короткими стрижками, в кожаных куртках и с красными гвоздиками в руках.
«Понимаете, здесь много действующих сотрудников», — объяснял запрет на съемку журналистам с телекамерами полный мужчина лет пятидесяти.
Накануне о времени и месте похорон отставного полковника спецназа ФСБ «Альфа» Юрия Торшина было публично объявлено на сайте ассоциации ветеранов спецподразделения. Несмотря на скопление людей и значимость события, ни на самом кладбище, ни по его периметру, ни возле входа не было ни одного сотрудника полиции.
Иногда мимо людей в штатском проходили бойцы в черной форме «Альфы» без опознавательных знаков с прямоугольными шевронами в виде российского триколора на липучке. Суровые мужчины в штатском обсуждали друг с другом семьи, бизнес и отсутствие времени встретиться с сослуживцами. Вместо скорби на лицах собравшихся — сосредоточенная задумчивость и даже улыбки при виде старых приятелей.
На кладбище явно собрались люди, за годы службы привыкшие хоронить своих товарищей. За всю церемонию никто из них так и не прослезился.
«Он создал сообщество бойцов шестого отдела группы «Альфа», — объяснял журналистам немногословный сослуживец погибшего, согласившийся пообщаться с прессой. Мужчина подтвердил корреспонденту «Газеты.Ru», что Торшин погиб во время «организованного руководством Чечни» мотопробега, и призвал дождаться официальных разъяснений от чеченской администрации. С 2015 года отставной офицер стал советником главы Чечни Рамзана Кадырова по взаимодействию с правоохранительными органами.
Как ранее выяснила «Газета.Ru», последний для ветерана спецназа мотопробег проводился бойцовским клубом «Ахмат» вместе с байкерами из местного отделения клуба «Ночные волки». В мероприятии помимо Торшина участвовали командир чеченского отряда СОБР «Терек» Абузайд Висмурадов (позывной — Патриот) и еще несколько силовиков и спортсменов. По версии очевидца, президента регионального отделения «Ночных волков» Альви Мутаева, погибший ехал без шлема и защитной экипировки, не справился с управлением, опрокинул свой мотоцикл и попал под колеса следовавшего за ним Висмурадова.
Днем во вторник Кадыров рассказал в своем инстаграме, что навестил Висмурадова в больнице. По словам чеченского лидера, пострадавший получил тяжелые травмы, но его состояние постепенно улучшается. «Я взял с собой к Патриоту и нашего знаменитого спортсмена Магомеда Бибулатова. Он ранее выписался, чувствует себя хорошо, через два-три дня собирается возобновить тренировки. Я пожелал Абузайду скорейшего выздоровления», — закончил Кадыров.
Чеченский лидер также рассказал, что был знаком с Торшиным более 16 лет и лично проводил гроб с его телом в аэропорту Грозного спецрейсом в Москву. По поручению Кадырова в похоронах приняла участие правительственная комиссия Чеченской Республики.
Внушительная делегация из Чечни своим появлением сразу привлекла внимание всех собравшихся на траурной церемонии в Москве.
Проститься с Торшиным приехали люди из ближайшего окружения Кадырова: депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов, председатель чеченского парламента Магомед Даудов, министр внутренних дел республики Руслан Алханов, руководитель местного управления МЧС Руслан Яхъяев, командир чеченского ОМОНа Алихан Цакаев и бывший командир второго полка патрульно-постовой службы полиции имени Ахмат-Хаджи Кадырова глава администрации Гудермесского района Вахит Усмаев, бывший командир батальона «Север», слушатель Академии Генштаба России Алибек Делимханов, сенатор Сулейман Геремеев.
Чеченское руководство окружала охрана из рослых людей в штатском. У некоторых из них в правом ухе торчал наушник от рации. Многие действующие и отставные сотрудники ФСБ подходили к чеченским чиновникам, чтобы поздороваться, и по-дружески беседовали с ними, несмотря на давнее участие последних в боевых действиях против федеральных сил.
В самом траурном зале в последний путь полковника провожали близкие родственники, включая отца, который выделялся сильным внешним сходством с погибшим. На входе пришедших встречал боец «Альфы» в черной форме с портретом погибшего. Рядом стоял почетный караул из более чем десятка солдат президентского полка Федеральной службы охраны.
Торшин посвятил службе в спецназе госбезопасности 27 лет, пройдя путь от рядового разведчика до руководителя отдела Управления «А» Центра специального назначения ФСБ России. По словам сослуживцев, в группу «А» седьмого управления КГБ СССР Торшин был зачислен в декабре 1982 года. К этому времени он уже имел опыт боевых действий в Афганистане. Уже в составе «Альфы» погибший прошел Нагорный Карабах и вооруженный конфликт в Таджикистане, штурм Белого дома в 1993 году, две войны на Северном Кавказе, участвовал в операциях по освобождению заложников во время захвата террористами зрителей мюзикла «Норд-Ост» и школьников в Беслане.
Почетный сотрудник ФСБ Торшин был награжден орденами Мужества, «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней c изображением мечей, «За военные заслуги», «За личное мужество». Медалями — «За отвагу», к ордену «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней с мечами, Почетным знаком «За службу в контрразведке» II и III степени и именным оружием.
Больше часа очередь людей с цветами шла мимо открытого гроба, пока восемь бойцов «Альфы» не взвалили его на плечи и не понесли под траурный марш к Аллее Славы. Здесь недалеко от входа на Николо-Архангельское кладбище покоятся десятки сослуживцев Торшина из подразделений «Альфа» и «Вымпел» Центра спецназначения ФСБ. В землю гроб опускали под залпы бойцов Кремлевского полка и гимн России в исполнении оркестра Минобороны.