В Чечне погиб 58-летний ветеран спецназа «Альфа» полковник ФСБ в отставке Юрий Торшин. Сообщение об этом появилось на официальном сайте Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», а также в блоге ее вице-президента, шеф-редактора газеты «Спецназ России» Алексея Филатова.
Обстоятельства гибели Торшина сослуживцы не уточняют.
«Российская газета» со ссылкой на управление МЧС по Чечне утверждает, что Торшин погиб в ДТП в Наурском районе республики. Некий мотоцикл, следом за которым ехал ветеран спецназа, по неустановленной причине опрокинулся. Торшин на своем трехколесном мотоцикле Harley-Davidson попытался маневрировать, но не справился с управлением и упал, сообщили изданию.
«Юрий Николаевич, по сути, погиб на боевом посту. С августа 2015 года он занимал пост советника президента Чеченской Республики по силовому блоку», — подчеркивается на сайте ветеранов «Альфы».
Версию о ДТП подтвердил «Газете.Ru» Филатов. «Мне об этом рассказали его чеченские коллеги. Могу вам сказать, что оснований сомневаться в этой версии у меня нет», — подчеркнул он.
По словам сослуживцев, в Группу «А» Седьмого управления КГБ СССР Торшин был зачислен в декабре 1982 года. К этому времени он уже имел опыт боевых действий в Афганистане. В составе «Альфы» Торшин прошел горячие точки на территории бывшего Советского Союза, две войны на Северном Кавказе, операцию по освобождению заложников во время захвата террористами зрителей мюзикла «Норд-Ост» и в школе в Беслане.
В биографическом очерке газеты «Спецназ России» уточняется, что Торшин посвятил службе в спецназе госбезопасности 27 лет, пройдя путь от рядового разведчика до руководителя отдела Управления «А» Центра специального назначения ФСБ России. Он успел принять участие также в конфликтах в Нагорном Карабахе и Таджикистане.
Почетный сотрудник ФСБ Торшин был награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней c изображением мечей, а также орденами Мужества, «За военные заслуги», «За личное мужество». Медалями — к ордену «За заслуги перед Отечеством» I и II степени с мечами, «За отвагу», почетным знаком «За службу в контрразведке» II и III степени, именным оружием, пишет специализированное издание.
Были в его карьере и спецоперации в Москве: штурм Белого дома в 1993 году и освобождение заложников в ста метрах от Кремля, на Васильевском спуске, где вооруженный террорист захватил автобус с южнокорейскими туристами.
«На момент штурма в автобусе оставалось от пяти до семи корейцев плюс сам террорист и водитель автобуса. Террорист был вооружен пистолетом Макарова, и, кроме того, у него находилось взрывное устройство — бутылка с зажигательной смесью, что-то типа «коктейля Молотова». Операция была проведена настолько быстро и качественно, что террорист даже не успел произвести ни одного выстрела, был уничтожен, — рассказывал сам Торшин. — Оставшиеся заложники освобождены. Террорист получил пулю в грудь и контрольный выстрел — в лоб».
Как пишет газета «Спецназ России», перед штурмом один из руководителей сказал Торшину: «Живым, Юра, он нам не нужен. Не надо перегружать следственные органы, прокуратуру».
Во время октябрьских событий 1993 года на руках у Торшина погиб офицер «Альфы» Геннадий Сергеев, убитый снайпером возле горящего, расстрелянного танками здания парламента. По бойцам «Альфы» открыли огонь, когда они вытаскивали с линии огня раненого солдата-десантника, утверждает издание.
При штурме концертного зала на Дубровке Торшин был ранен.
«Мы снимали бронежилеты и разгрузки и на себе вытаскивали людей, живых и мертвых, и укладывали прямо на ступеньки перед центральным входом — кто-то дышал, кто-то уже нет, — рассказывал сам Торшин. — Помню, взвалил какого-то мужчину, а у меня еще кровь шла, но я как-то не чувствовал этого — кость не задета. А кровь идет и идет (уже после доктор оказал помощь, перевязал руку, сделал укол). Вынес, положил этого человека на ступеньки, откачиваю, пытаюсь сделать искусственное дыхание. Сзади голос, оборачиваюсь — Шойгу, мы с ним до этого уже были знакомы по Ботлиху, и он говорит: «Юра, не мучайся, он умер…»
После отставки Торшин успел поруководить личной охраной боксеров Виталия Кличко и Александра Поветкина.
«Капитан «Альфы» Роман Лашин с убежденностью говорил: «Пока Юрий Николаевич руководит отделом — с нами ничего не случится». И эти слова оказались пророческими. После того как Юрий Николаевич передал отдел, Роман Лашин (вместе с майором Игорем Паниным) погиб в Дагестане летом 2011 года», — говорится на сайте ветеранской Ассоциации спецназа ФСБ.
В 2012 году Торшин оказался в центре скандала. Сосед по даче обвинил его в жестоком избиении из-за незначительного бытового конфликта.
Сайт LifeNews опубликовал запись автомобильного видеорегистратора, на которой человек, похожий на Торшина, избивает мужчину, оскорбляет его и затем засовывает своей жертве в рот предмет, похожий на пистолет, требуя извинений.
Сам офицер в беседе с журналистами назвал видеозапись избиения смонтированной.
По словам сослуживца Алексея Филатова, после ухода в отставку Торшин «не находил себе места в гражданской жизни». «Вот почему назначение на ответственный пост в Чеченской Республике летом 2015 года он воспринял как логическое продолжение всей своей предыдущей деятельности в системе государственной безопасности», — пишет Филатов.
Хвалебно о Торшине отзывался и глава Чечни Рамзан Кадыров.
«Юрий Николаевич является специалистом высшего класса, настоящим патриотом отечества, мужественным воином, равных которому немного», — писал чеченский лидер, поздравляя Торшина с днем рождения 6 мая 2016 года. По мнению Кадырова, Торшин прошел школу исключительно ответственной службы, его опыт имеет «особое значение для молодежи». «В нашей команде он занимает достойное место, пользуется всеобщим уважением!» — подчеркнул глава Чечни.
«Прощай, «Тридцатый»! Мы будем помнить Вас, Юрий Николаевич. Для всех, кто знал Торшина, он был Героем. Таким он навсегда и останется в наших сердцах», — заканчивается некролог на сайте Международной ассоциации ветеранов «Альфы».
Прощание с Торшиным состоится во вторник, 13 сентября, в 11.00 на Николо-Архангельском кладбище в Москве.