На Камчатке загорелась находившаяся в процессе утилизация подводная лодка К-173 «Красноярск». Представители властей и ремонтного предприятия подчеркивают, что пожар не представляет опасности, однако для того, чтобы ликвидировать возгорание, судно пришлось погрузить под воду.
В местных СМИ и соцсетях жителей Вилючинска появились фотографии, на которых видно задымление на ремонтном предприятии.
Вскоре СМИ ошибочно предположили, что возгорание произошло на вилючинском предприятии «Росатома» — Дальневосточном центре по обращению с радиоактивными отходами. В «Росатоме» поспешили опровергнуть эти данные. «На нашем предприятии «ДальРАО» в городе Вилючинске никаких возгораний нет», — сказал РИА «Новости» представитель госкорпорации.
По данным источника агентства в силовых структурах, загорелась обшивка распиливаемой подлодки. Участок обшивки площадью 30 кв. м загорелся при разделке корпуса крейсера.
Вскоре после появления первых сообщений о пожаре экстренным службам удалось сбить открытое пламя, однако лодка продолжала дымиться.
В Минобороны уточнили, что ЧП произошло на подлодке проекта 949 К-173 «Красноярск» 1983 года постройки. Она состояла на службе с 1986 по 1995 год, когда была выведена в резерв. В 1998 году К-173 была выведена из состава ВМФ и передана на утилизацию.
В пресс-релизе Минобороны отдельно отметили, что с крейсера удалили все системы вооружения и ядерные установки.
«Перед отправкой на завод с лодки были демонтированы все системы вооружения. Ядерные установки удалены. Никакой угрозы экологии региона нет», — сказано в сообщении.
Данные о ядерной безопасности в городе подтвердило и сообщение Роспотребнадзора о нормальном радиационном фоне в Вилючинске.
«Результаты нашего мониторинга показывают, что на сегодняшний день он не отличается от естественного нормального фона», — заявила глава ведомства Анна Попова.
Об отсутствии угрозы сказали и в Северо-Восточном ремонтном центре. «Угрозы нет — ни технологической, ни экологической. Горело помещение, пожар был внутри, поэтому тушение затянулось. Сейчас залили водой, открытого огня нет. Было задымление, но сейчас все нормализовалось», — сказал представитель предприятия.
Однако, судя по всему, тушение пожара оказалось непростым. Пламя находилось в труднодоступной части — между легким и прочным корпусами лодки. Экстренным службам пришлось притопить судно, чтобы полностью избавиться от пламени.
Вскоре ситуацию прокомментировал начальник производственно-диспетчерского управления Северо-Восточного ремонтного центра Андрей Маловик. По словам технолога, корпус лодки к моменту пожара разрезали уже на 40%, передает РИА «Новости».
Маловик уточнил, что подводные лодки для шумоизоляции изнутри обшивают горючими материалами, с чем, вероятно, и связан инцидент. Ситуацию усугубило то, что пламя возникло в труднодоступной носовой части субмарины.
Родственница «Курска»
Проект 949, в рамках которого была построена загоревшаяся лодка, был запущен в конце 1960-х годов. Задача этих лодок — атомных подводных ракетоносных крейсеров (АПРК) — была узкоспециализированной: противостоять авианосным ударным соединениям потенциальных противников СССР.
Из-за внешнего вида военные прозвали лодки этого проекта «батонами».
Одиннадцать лодок проекта были построены с 1982 по 1996 год, две из них утилизированы, а одна была утеряна — это была знаменитая подлодка «Курск», затонувшая в 2000 году.
Восемь лодок до сих пор находятся на службе у российского флота: из них пять — в Тихоокеанском флоте и три — в Северном. Две из них, впрочем, сейчас модернизируются, еще одна — на ремонте. На флотских предприятиях меняют ракетные комплексы «Гранит» на более современные «Оникс» и «Калибр» (такими ракетами стреляла по боевикам в Сирии российская дизель-электрическая подлодка «Ростов-на-Дону»), а также модифицируют пусковые контейнеры.
С 1993 года над лодкой К-173 шефствовал город Красноярск, давший ей почетное наименование. Несколько лет после выведения судна из строя тогдашний губернатор региона Александр Лебедь получал письма с просьбой о возвращении судна на службу.
Однако в бюджете не было 2 млрд руб., которые требовались на восстановление лодки, — и Лебедь выделил лишь скромные 250 тыс. руб. на ремонт казармы, в которой квартировали подводники.
В 2014 году имя «Красноярск» передали новой лодке проекта «Ясень», которую строят на предприятии «Севмаш» в Северодвинске.