О том, что российское кино переживает свое возрождение, по крайней мере в области востребованности зрителем, заговорили еще после успеха «Ночного дозора». Еще больший успех «Турецкого гамбита» укрепил оптимистов в этом мнении. Однако скептики нашли убийственный контраргумент: рекорды этих двух блокбастеров держатся на одном-единственном ките – рекламном ресурсе «Первого канала», который является производителем обоих фильмов.
Крыть было нечем – действительно, если «Дозор» собрал $16 млн, а «Гамбит» – так и вовсе $18,5 млн, то показатели других громких картин были куда скромнее – занимающий третье место в российском чарте «Статский советник» финишировал с результатом $7,4 млн, а «Бой с тенью» — $7,1 млн. Впору и впрямь поверить, что без грозной пиар-машины «Первого канала» можно и не мечтать о рекордных сборах.
Сегодня с этим заблуждением покончено. «Девятая рота» собрала за первые четыре дня показа 191 336 507 рублей, или $6,7 млн.
Два миллиона дала Москва, полмиллиона – с Питера, остальные российские регионы принесли еще три с половиной миллиона. С другими странами СНГ ситуация хуже – даже давшая максимальные сборы Украина показала результат меньше, чем у Санкт-Петербурга – 460 тыс. а Казахстан – так всего 42 тыс.
Цифры эти просто неслыханные. Тут даже не надо ничего рассказывать, достаточно просто, как это сделала занимающаяся прокатом ленты Бондарчука компания «Гемини-фильм», привести сравнительные результаты ближайших преследователей.
Вот как выглядели показатели первого уик-энда самых кассовых российских фильмов:
«Турецкий Гамбит» – 168,6 млн руб. (за шесть дней);
«Ночной Дозор» – 102,2 млн руб. (за четыре дня);
«Статский советник» – 88,5 млн руб. (за четыре дня);
«Бой с тенью» – 87,3 млн руб. (за четыре дня).
А вот общий рейтинг за все постсоветские годы:
«Матрица: Революция» — 184,8 млн руб. (за пять дней);
«Турецкий Гамбит» – 168,6 млн руб. (за шесть дней);
«Война Миров» — 163,3 млн руб. (за пять дней);
«Властелин Колец-III» — 141,9 млн руб. (за четыре дня);
«Терминатор-3» — 124,3 млн руб. (за четыре дня).
Справедливости ради надо отметить, что «Девятая рота» вышла в большем количестве кинотеатров, чем все конкуренты – ее выпустили на 409 копиях, в то время как у «Ночного дозора» из было всего 315, у «Турецкого гамбита» — 364, а у «Войны миров», к примеру, – 395. Но все-таки афганская сага Бондарчука собрала почти вдвое больше «Ночного дозора», в то время как разница в количестве копий отнюдь не столь внушительная.
Поэтому даже с учетом этого обстоятельства приходится констатировать – стартовые сборы фильма «Девятая рота» оказались в полтора раза больше, чем у ближайшего отечественного конкурента, и максимальными за весь постперестроечный период.
И это без рекламной прокачки на «Первом канале».
Сейчас, конечно, интереснее всего, что произойдет во второй уик-энд – именно он определит прокатную судьбу «Девятая роты». Слишком уж часто бывало, что мощно стартовавшие фильмы (та же «Матрица: Революция») быстро выдыхались, и сборы катастрофически падали. Тут важна уже не столько агрессивность рекламы, сколько «сарафанное радио» — мнения зрителей о картине и их советы друзьям и знакомым. Судя по отзывам, должно быть все нормально – почти все посмотревшие картину хвалят.
Поэтому, если не произойдет ничего экстраординарного (а оптимизму способствует и ситуация в текущем прокате – конкурентов-блокбастеров у Бондарчука сейчас нет), то наше кино может взять очередной рубеж. Большинство критиков сходятся во мнении, что «Девятой роте» вполне по силам взять до сих пор не потревоженную планку в 20 миллионов общих сборов. А это значит, что картина окупится.
Окупаемость картины вызывала большие сомнения, все-таки фильм Федора Бондарчука – самая дорогая российская лента, на его производство пошло больше $9 млн. Следовательно, чтобы «отбиться», ей надо собрать порядка $20 млн (половину прибыли забирают кинотеатры).
Если это действительно произойдет, то значение этого события выйдет далеко за рамки очередного рекорда. Это будет качественный прорыв – значит, в России уже можно снимать высокобюджетные фильмы. Располагает к тому и общая конъюнктура рынка – по оценкам Минкульта, общие сборы кинотеатров за 2005 год достигнут цифры $250 млн.