Недавняя кампания по борьбе с «безномерными» машинами, на которых, по заверению милиционеров, совершается большое количество преступлений, как водится, обернулась против рядовых автовладельцев. После того как в конце лета с 50 до 2500 руб.увеличились штрафы за езду без номеров, и за это стало возможным лишать прав на полгода, гаишники получили указание наказывать за это нарушение водителей машин с просроченными транзитам. Например, в Москве, ссылаясь на телеграмму заместителя начальника столичного Управления ГАИ, инспекторы говорят, что получили указания квалифицировать езду с просроченными транзитами, как езду без номеров и выполняют их.
Согласно милицейским инструкциям, водителям машин с просроченными транзитами достается сразу по двум статьям — езда без номеров и нарушение правил регистрации, согласно которым транзиты нужно продлять каждые 20 дней.
Меру наказания (оштрафовать, лишить или отпустить) выбирает суд, который, к счастью автомобилистов, милицейским инструкциям не подчиняется. По словам питерского правозащитника, известного в интернете под ником Зануда, судьи чаще всего соглашаются с тем, что написано в протоколе, но доказать им, что транзиты, даже просроченные, можно считать номерами, возможно.
«Проблема в том, что дела по автомобильным статьям КоАП довольно специфические и судьи иногда плохо ориентируются в законодательстве, — считает Зануда. — В неоднозначных случаях судьям проще согласиться с мнением гаишника, выписавшего протокол, и не ломать себе голову. В ситуации с транзитами судью нужно не просто убедить смягчить наказание, а заставить его самостоятельно переквалифицировать статью обвинения из «езды без номеров» в «нарушение правил регистрации».
Зануда сообщил, что недавно выиграл подобное дело. Его подзащитный затянул с продажей машины, уже сняв ее с учета, и, когда нашелся покупатель, он поехал оформлять справку-счет на просроченных транзитах. По дороге его остановили патрульные, забрали права и отправили дело в суд. Защитник в суде ссылался, что «нигде, ни в одном документе нет указания на то, что просроченный транзит — это просто бумажка, а не государственный регистрационный знак». Например, про просроченное водительское удостоверение есть четкая формулировка: просроченные, значит недействительные, а про транзиты таких формулировок нет. «Я доказал суду, что срок указанный в транзитах — это лишь указание срока, в течение которого нужно провести регистрационные действия, но никак не срок, после которого транзит перестает быть номером», — рассказал Зануда.
По словам депутата Госдумы Виктора Похмелкина, трактовка гаишниками нарушения в спорных ситуациях в сторону более «тяжкого» — обычная практика. «Взять хотя бы разворот, который точно так же по некоему внутреннему распоряжению, квалифицируется как выезд на «встречку», хотя в Кодексе об Административных Правонарушениях есть статья, предусматривающая наказание за нарушение правил разворота». По словам Похмелкина,
любое нарушение, предусматривающее возможность лишения прав — для гаишников очень удобный способ вымогать взятки: чтобы не рисковать «корочками», водители готовы расплачиваться на месте.
<1>Официального мнения ГАИ, кроме изложенного в изданной ими инструкции, получить пока не удалось. Гаишники «на местах» говорят, что получили указания и выполняют их, «а уж правильные они или нет — покажет судебная практика». Как сказал пожелавший остаться неназванным представитель столичного ГАИ, «просто нет реального способа наказать людей за нарушение правил регистрации при штрафе 50 руб.»
«Если ввести штрафы по 10 тысяч за проезд на красный, ни один водитель даже на мигающий зеленый не проедет», — считает гаишник.
«В этой стране без колючей проволоки нельзя, по крайней мере, в ближайшие 200-300 лет, пока в крови у людей не появится соблюдение законов. Европа и Штаты тоже к этому не один день шли и через драконовские санкции», — считает сотрудник Госавтоинспекции.
Не исключено, что самые смелые «мечты инспектора» скоро могут осуществиться. В утвержденной президентом концепции «Повышения безопасности дорожного движения до 2012», предусмотрены разнообразные изменения законодательства в сторону ужесточения наказаний за нарушение правил дорожного движения.