Во вторник на заседании Госсовета Владимир Путин заговорил о безопасности дорожного движения. Чтобы обозначить масштабность проблемы, президент обратился к цифрам. «На протяжении последних четырех лет материальный ущерб от аварий составляет более 2% ВВП. В абсолютном выражении это сотни миллиардов рублей, которых лишаются страна, экономика и российские семьи», — пересчитал президент.
«Согласно анализу, основной причиной подавляющего большинства ДТП является сознательное нарушение и водителями, и пешеходами правил дорожного движения», — обозначил президент направление борьбы с растратой ВВП.
В своем выступлении на Госсовете Владимир Путин фактически цитировал принятую месяц назад правительством «Концепцию повышения безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах». На реализацию этой программы обещают направить $2 млрд. Среди мер по снижению аварийности и высокой смертности в ДТП
Путин, повторяя основные тезисы концепции безопасности, назвал «создание атмосферы нетерпимости и неприятия хамства на дорогах, бравады и лихачества, вождения автомобиля в алкогольном или наркотическом опьянении» и ужесточение наказаний водителей.
Чтобы немного разбавить краски, Путин сообщил, что одними карательными мерами, по его мнению, с хамством и лихачеством не справиться, и предложил воспитывать нетерпимость к этим порокам со школьной скамьи. «Очевидно, что ситуацию не исправить одним лишь ужесточением наказания или повышением штрафов», — сказал президент. «Считаю, мы должны повысить требования к качеству подготовки водителей. Сегодня система получения прав фактически поставлена на массовый коммерческий поток. Аттестационные экзамены часто превращаются в пустую формальность. Только плати деньги и получай права», — отметил Путин.
Какие меры по перекрытию «коммерческих потоков» будут приняты, глава государства не уточнил, потому что отвлекся на идею ужесточения наказания для пьяных водителей. Чуть больше года назад в Кодекс об административных правонарушениях уже внесли исправления об ужесточении наказания за езду в пьяном виде. Были отменены штрафы и увеличены сроки лишения прав. А весной этого года была ужесточена ответственность за отказ от медицинского освидетельствования на алкоголь, который фактически приравняли к езде в нетрезвом виде. После заседания Госсовета министр транспорта Игорь Левитин рассказал, какие ориентиры заданы главой государства в борьбе с пьянством водителей. «Ряд государств, где ситуация с аварийностью такая же критическая, как в России, за нахождение за рулем в нетрезвом состоянии судят как за умышленное убийство», — приводит слова министра РИА «Новости». Действительно, в Белоруссии в начале этого месяца был принят законопроект, согласно которому водителей, пойманных за рулем в подпитии, будут судить по уголовным статьям.
Министр транспорта рассказал о поручении Путина создать новую систему оплаты штрафов, чтобы сократить количество контактов между водителями и гаишниками. Дело идет к переходу на рассылки извещений о штрафах по почте.
<1>В качестве примера успешной системы взимания штрафов Левитин привел опыт Франции, где технические средства на дорогах фиксируют нарушения, а затем водителю по почте присылают сумму штрафа и фотографию, зафиксировавшую нарушение. Установка этой системы обошлась Франции в €330 млн, а прибыль от ее работы за два года — €2 млрд, пояснил министр выгодность затеи. Однако, по словам главы Минтранса, для того, чтобы ввести такую систему в России, нужны серьезные изменения в законодательстве, которые потребуют времени.
В концепции безопасности, использованной президентом в его выступлении, сказано, что, если она будет реализована успешно, к 2012 году смертность на дорогах России должна снизиться в полтора раза. Для этого собираются улучшить систему оказания первой помощи пострадавшим. «В рамках национальных проектов мы направляем значительные средства на закупку реанимобилей, оснащения их оборудованием и системами связи, — подчеркнул Путин. — Сегодня надо думать о создании современной системы санитарной авиации и транспортировки пострадавших в кратчайшие сроки к месту оказания квалифицированной медицинской помощи». По мнению президента, навыками доврачебной помощи должны обладать сами водители, сотрудники МВД и МЧС, других служб, которые первыми прибывают к месту аварии.
Депутат Госдумы Виктор Похмелкин сильно сомневается, что после заявлений президента ситуация с аварийностью кардинально изменится. «Путин в своих выступлениях часто обращает внимание на какие-то проблемы, чтобы создать видимость их решения. Но обычно все его обещания повисают в воздухе, — говорит Похмелкин. — Так было, когда президент говорил, что пенсионерам будут предоставлены льготы по ОСАГО и что будет введен полис выходного дня. Так было, когда он собирался сокращать аппарат правительства, а на деле после реорганизации вместо 54 ведомств получилось 73. На реализацию выделены огромные деньги, а отчитываться за них будет, как всегда, некому». По словам Похмелкина, в стране с таким высоким уровнем коррупции, как в России, успешно реализовать подобные проекты просто невозможно.
Впрочем, исполнением воли президента есть кому заняться. Для исполнения всех поручений в области безопасности дорожного движения решено возобновить работу правительственной комиссии по организации безопасности дорожного движения, которая была упразднена во время административной реформы.