Самый популярный не обязательно – «самый лучший». Безусловно, на продажи влияет рекламная активность вендоров и ритейлеров, участие той или иной модели в скидочных акциях и другие факторы. Но, тем не менее, соотношение цена/качество у самых покупаемых моделей бывает достаточно привлекательным. В каком-то смысле, покупаемость – еще и знак одобрения со стороны покупателей, своего рода народное «голосование рублем».
Во второй части нашего рейтинга самых популярных в 2011 году России гаджетов речь пойдет о смартфонах и планшетах (с первой частью рейтинга, посвященной ноутбукам и телевизорам, можно ознакомиться здесь). Рейтинг составлен на основе данных о продажах в 2011 году трех крупных российских ритейлеров – «Евросеть», «М.Видео», «Связной».
Специально для «Газеты.Ru» покупательские предпочтения прокомментировали аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева, партнер аналитической группы SmartMarketing Светлана Завьялова и эксперт-аналитик рынка мобильных гаджетов Михаил Фадеев.
В таблице приведены средние цены на основе данных Яндекс.Маркет, Price.ru и прайс-листов магазинов электроники.
Анна Зайцева:
Статистика по продажам смартфонов по итогам 2011 года не принесла сюрпризов. Лидеры остались, по сути, прежними - демократичные, средней стоимости (до 10-15 тыс. руб.) модели. В большей степени это Samsung и в меньшей (из-за устаревающей OS Symbian) Nokia. Более дорогие модели смартфонов не очень популярны среди россиян, т.к. iPhone и аналогичные по цене и функционалу модели Samsung стоят в пределах $1000 при средней зарплате в России в районе $700.
Среди представленных смартфонов отмечу, пожалуй, Samsung GT-S5830, обладающий хорошим соотношением цены и функциональности. Данная модель построена на современной версии платформы Android и оптимальна с точки зрения потребительских свойств - и по «начинке», и по качеству исполнения.
Михаил Фадеев:
Все предельно просто: если в интернете российские потребители активно обсуждают iPhone 4s, Samsung Galaxy S II, HTC Sensation, Nokia N9 и прочие самые навороченные и дорогие модели, то, оказавшись в магазинах, российские потребители делают выбор, соответствующий их бюджету. Бюджет, как правило, небольшой, поэтому реальной популярностью в России пользуются сенсорные смартфоны начального уровня – Samsung S5250 Wave 525 на базе Bada, Nokia 5230 и 5228 под управлением Symbian, а также Samsung S5830 Galaxy Ace на основе Android. Кстати, последний аппарат популярен еще и потому, что он по дизайну напоминает Apple iPhone 4/4s, а стоит при этом в разы дешевле.
Я бы отметил две модели, представленные в покупательском чарте.
Nokia 5230 — казалось бы, модель 2009 года, но она до сих пор актуальна, так как предлагает за минимальные деньги вполне достойный по качеству (яркость, диагональ, разрешение) сенсорный дисплей, GPS-навигацию и поддержку 3G-сетей.
Samsung S5830 Galaxy Ace — по поводу главной особенности этой модели я уже написал выше: получить за 9 тысяч рублей вполне функциональный аппарат, который с расстояния трех метров трудно отличить от iPhone, желают очень многие.
В таблице приведены средние цены на основе данных Яндекс.Маркет, Price.ru и прайс-листов магазинов электроники.
Михаил Фадеев:
Что касается популярных в России планшетов, то в большинстве своем они стоят от 15 тыс. руб. и выше. И это вполне объяснимо: если без телефона или смартфона люди вообще не могут прожить, то «таблетки» приобретают более состоятельные пользователи, нуждающиеся в дополнительном устройстве для работы и развлечений. Лидером и законодателем мод на рынке планшетов является Apple со своими iPad/iPad 2, также неплохо продавались в 2011 продукты Samsung и Acer – эти компании одними из первых вывели свои планшеты на российский рынок, что и отразилось на итогах продаж за год.
Выделю две модели из представленных.
iPad 2 — Безусловно, противники Apple давно уже нашли у iPad 2 десятки критических недостатков, но, тем не менее, именно этот аппарат лучший в своем классе. Это доказывают и мировые продажи, где он лидирует с огромным отрывом от конкурентов.
Samsung Galaxy Tab — 7-дюймовая модель предыдущего поколения сегодня стоит ощутимо дешевле (чуть ли не в 2 раза), чем в прошлом году. И поскольку многим пользователям не нужен двухъядерный процессор и прочие ультрасовременные радости, Samsung Galaxy Tab продается более чем достойно.
Светлана Завьялова:
В сегменте планшетов процессы идут примерно те же, что в сегменте смарфонов. Интригу вносят, разве что, изготовители TFT-читалок, которые предлагают «почти то же», что и изготовители дорогостоящих планшетов, но дешевле (разрыв в цене — в разы, средняя TFT-читалка с функциями планшета стоит менее 6 тыс. руб., средний планшет — 20-25 тыс. руб.).
Что будут покупать россияне в 2012 году
Анна Зайцева:
На мой взгляд, в 2012 году мы увидим одновременно две основных тенденции на рынке смартфонов. С одной стороны, всё большей популярностью будут пользоваться доступные модели смартфонов, стоимостью до $200, обладающие максимальным функционалом за эти деньги. С другой стороны, высоким спросом будет пользоваться имиджевые модели стоимостью более $800 (iPhone и Samsung), в денежном выражении их доля на рынке, возможно, продолжит расти.
Михаил Фадеев:
В интернете по-прежнему будут обсуждать флагманские смартфоны, а вот по итогам года пятерка лидеров вновь будет состоять из недорогих аппаратов. В ней останутся модели Samsung (бюджетные смартфоны этой компании действительно неплохи, да и лояльность россиян к этому бренду высока). А вот Nokia рискует из этой самой пятерки вылететь: продажи 5230 да 5228 наверняка прекратятся (у Nokia новое руководство и новые планы на будущее), а модели компании на базе Windows Phone 7 ощутимо дороже и предлагают совершенно иное юзабилити, которое едва ли придется по душе старым поклонником финского производителя.
Что касается планшетов, то, очевидно, будет отлично продаваться iPad 3 (его анонс, скорее всего, состоится в марте), а также некоторые модели Samsung. Они отличаются весьма высоким качеством изготовления и привлекательными ценниками.
Светлана Завьялова:
Российские «мобильные» тренды в целом совпадают с мировыми. Функционал TFT-читалок приближается к планшетному, телефоны стремительно «умнеют». Локальные возмущения в этот процесс вносит специфика рынка, вроде сложности организации систем онлайн-торговли контентом с доставкой «на устройство», но это все, скорее, технические моменты.
В целом сейчас ситуация не слишком отличается от той, что лет десять назад была на рынке ноутбуков: «два пика», на дешевых устройствах (где делается оборот) и на «топовых» (на которых «рубится маржа»), при сравнительной слабости конкуренции — и спроса, надо сказать — в среднем ценовом сегменте.