Рабочая группа Минкомсвязи, которая готовит федеральный закон о регулировании правоотношений в интернете, определила, в каком случае дела об интернет-сайтах попадут под действие российского законодательства.
Согласно законопроекту, опубликованному на сайте министерства, действие законодательства Российской Федерации распространяется на отношения, связанные с использованием интернета, при наличии хотя бы одного из следующих условий:
если доступ к интернету предоставляется пользователю на территории России; если на территории России находится техническое устройство, используемое для распространения информации; если ущерб в результате использования интернета причинен на территории Российской Федерации.
Сейчас в законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» юрисдикция дел об интернете не прописана, и это «большая проблема», говорит замзавкафедры ЮНЕСКО ГУ-ВШЭ Астамур Тедеев. Регулирование деятельности производится «с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области».
Проблема юрисдикции возникает, когда российским правоохранительным органам приходится иметь дело с сайтами, зарегистрированными за рубежом. Так, на территории Швеции сейчас действует сайт чеченских сепаратистов «Кавказ-центр», и его закрытие находится в компетенции шведских властей. После того как в 2008 году Кунцевский районный суд Москвы по иску ингушской прокуратуры закрыл ресурс «Ингушетия.Org», оппозиционный тогдашнему президенту республики Мурату Зязикову, сайт успешно перебрался во Францию.
После принятия поправок получится, что сайт, находящийся за рубежом, причиняет ущерб в России.
«Не должно иметь значения, где находится сайт, на котором расположены незаконные материалы, — согласен с разработкой Минкомсвязи депутат Илья Пономарев. – Если материалы сайта может посмотреть хотя бы один российский житель, надо привлекать ответственных лиц по российскому законодательству».
Но поскольку чисто технически отключить сайт, находящийся на иностранном хостинге, в России невозможно, то немедленного отключения зарубежных сайтов по решению российского суда не произойдет, добавляет Пономарев. «Чтобы реализовать решение суда о закрытии зарубежного сайта, надо обратиться к правоохранительным органам страны.
Но для обращения у Российской Федерации должен быть мотивированный повод. Такой юридической мотивацией и будет решение суда, основанное на возможности привлекать в определенных ситуациях зарубежные сайты по российскому законодательству», — объяснил Пономарев.
Пакет поправок в российские законы по регулированию отношений в интернете рабочая группа Минкомсвязи разработала в конце мая 2010 года. В группу входят представители Минкомсвязи, Минюста, ФСБ, Росохранкультуры, Роскомнадзора, ФСО, а также общественных организаций и отраслевых компаний («Озон», «Связьинвест», «Вымпелком» и т. д.) Последнее заседание рабочей группы состоялось во вторник, 29 июля, в следующий раз эксперты соберутся примерно через две недели, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе министерства.
Среди иных новшеств от Минсвязи введение уголовной ответственности за создание «вводящих в заблуждение» поддельных сайтов, которые имитируют «до степени смешения» сайты органов власти, кредитных учреждений, торговых, страховых или общественных организаций.
За подделку государственных сайтов могут наложить штраф до 200 тысяч рублей или лишить свободы на срок до трех лет. До сих пор за подобное не наказывали. В свое время Генпрокуратуре России пришлось приложить немало усилий, чтобы закрыть ненастоящий сайт ведомства.
Правда эта идея вызывает споры. Уголовная ответственность за сайты-фальшивки – предложение ФСБ, говорит собеседник «Газеты.Ru» в Минсвязи. Однако вряд ли в итоговом законопроекте будет предусмотрена уголовная ответственность за сайты-фальшивки: в комментарии представителя Минюста говорится, что создание сайтов, похожих на официальные, «не обладает той степенью общественной опасности, которая создавала бы предпосылки для криминализации данного правонарушения», следовательно, согласно 14 статье УК, не соответствует предлагаемому наказанию в виде ареста или заключения.