Необходимость в специальном термине, на мой взгляд, больше дань маркетингу, чем необходимости. Если пять-семь лет назад понятие «мобильный телефон» было едва ли не статусным, то сегодня само слово «телефон» или просьба «назвать номер» ассоциируется именно с мобильными телефоном и номером этого телефона, а не с номером проводного телефона, установленного в квартире абонента. Эта подмена понятий состоялась так быстро, потому что пользование мобильной связью очевидно удобнее, чем проводной. Хотя бы в силу того, что на порядок выросла доступность контакта со всеми абонентами. И, учитывая, что потребность человека в общении — одна из базовых потребностей, вряд ли стоит удивляться, что соответствующая обеспечивающая технология оказалась супервостребованной.
Эта недавняя история позволяет каждому экстраполировать ее на ситуацию с интернетом. Если еще позавчера эта сеть задумывалась как что-то вроде базы знаний если не для ученых, то для всего прогрессивного человечества, то уже вчера она превратилась вначале в сегмент сферы развлечений, а затем и в коммуникационную трубу, позволяющую в удобном формате обмениваться не только письменным словом, но и медийной информацией с любыми подмножествами ее пользователей.
А это дало каждому желающему слушателей и собеседников, столь востребованных в человеческом обществе, где каждое человеческое существо в душе ощущает себя одиноким. Так, например, еще марте 2010 года социальная сеть Facebook обогнала по посещаемости Google. Теперь на долю Facebook приходится каждый седьмой заход в интернет пользователей со всего мира. Нет смысла воспевать здесь интернет, наша тема, очевидно, иная. Но сегодня именно в области интернета сошлись интересы многих социальных групп, поэтому его бурное развитие было неизбежным.
Но тот интернет, каким он появился на свет, был (и остается) подобен старому телефону с дисковым номеронабирателем. Вы можете стать сколь угодно продвинутым пользователем всевозможных коммуникационных возможностей интернета, обрести сообщников и почитателей в любом уголке Земли, но для этого нужно немало часов высидеть в кресле перед монитором, пусть даже и в компании пива и орешков. Стоит от этого кресла оторваться, все многочисленные связи в один момент оказываются разорванными, заставляя несчастного чуть ли не бегом перемещаться по городу до следующей точки выхода в сеть. Ведь ощущает он примерно то же, что сегодня ощущает среднестатистический человек, забывший дома мобильный телефон. Стоит ли удивляться, что тот, кто предоставил пользователю коварную возможность не рвать социальные телесвязи, отрываясь от кресла с монитором, вернул ему возможность перемещаться по миру, попутно удовлетворяя свои базисные потребности в разделении эмоций и обмене информацией?
Так мы пришли к счастью под названием «мобильный интернет» и с каждым днем можем «наслаждаться» этим счастьем все более всесторонне.
Кавычки не случайны, поскольку, как почти любой мощный внешний фактор, с которым приходилось сталкиваться человечеству в его истории, мобильный интернет не замедлил начать оказывать на социум свое собственное влияние. И не только положительное.
И если пока что не все ощутили это влияние на себе, это не значит, что оно мало или действует не на всех. Это, скорее всего, означает, что лично вы не находитесь в числе так называемых early adopters, т. е. «первооткрывателей» или любителей попробовать что-то новенькое. Но не думайте, что минет вас чаша сия: социум найдет лазейку в виде, например, вашего отца, жены или сына, которые заведут себе, например, twitter или buzz и пригласят вас разделять с ними свои повседневные эмоции. А может быть, крючком выступит ваша гильдия в ролевой компьютерной игре или ваш вполне реальный начальник, который потребует создания общей «болталки» для всех сотрудников отдела, чтобы все, перемещаясь по городу, были в курсе общих дел?
Можно привести несколько любопытных примеров, подтверждающих как взрывной рост мобильного интернета, так и его все возрастающее влияние на социум:
Сервис микроблогов twitter существует всего 4 года, а его пользователи уже сейчас создают 600 сообщений в секунду. О том, какого конкурента увидели в твиттере традицонные СМИ, говорит хотя бы тот факт, что в марте крупнейшее новостное агентство Reuters ввело запрет для своих сотрудников: им нельзя выкладывать в twitter материалы об актуальных событиях. Речь не идет о том, что журналисту нужно вначале предоставить материал в редакцию, речь идет о полном запрете обсуждать тему в twitter даже после отправки материала.
Социальные сети вторглись даже в армейскую жизнь. Израильские военные вынуждены были отказаться от проведения запланированной спецоперации из-за того, что данные о ее подготовке оказались в социальной сети Facebook. «В среду мы зачистим Катанах и в четверг, дай бог, вернемся домой», — написал один из тех, кто должен был участвовать в операции. Но даже такие происшествия не смущают военных: например, в США в марте военнослужащим разрешили использовать Twitter, Facebook, YouTube и другие социальные сервисы даже тогда, когда для этого они используют компьютеры правительственной сети. Потому что психологи, работающие на американских военных, уверены: польза от общения солдат в социальных сетях перевешивает возможный вред, который это может повлечь.
Так что же такое мобильный интернет? Есть ли какие-то особенности у него по отношению к традиционному интернету? И да, и нет.
Конечно, я не говорю о технологиях — используется ли WAP или EDGE. Я не говорю о том, что у мобильных устройств пока не слишком большой экран и зачастую малоудобная клавиатура. Все это несущественные детали. Нет, основным фактором является возможность сохранить вашу «подключенность» к социуму, даже удаляясь от своего настольного компьютера, который для все большего числа людей начинает выступать коммуникационным интерфейсом к этому самому социуму. И сейчас, в момент широкого распространения сотовых сетей 3G/HSPA, нетбуков с Wi-Fi и смартфонов с удобным сенсорным интерфейсом, можно говорить о том, что человек получил реальную возможность ухода «в отрыв» от кресла, монитора и проводов, что, безусловно, дает всему происходящему новый мощный импульс. Наступает эра «гиперподключенности».
Вроде бы впору бросать в воздух чепчики и радоваться, что хотя наши космические корабли еще и не бороздят просторы Вселенной, но, бороздя бутовские лужи на своем персональном авто, можно одновременно поделиться сиюминутными эмоциями с «ближним кругом» или всем прогрессивным человечеством, остановившись на первом же светофоре. Причем поделиться в самых разных форматах, например, кинув в сеть только что сделанную телефоном фотку того урода, который вас подрезал и был, «о чудо!», тут же наказан мудрым ГИБДД — опытный пользователь своей ай-мобилки справится с задачей меньше, чем за минуту.
Но не спешите. Получая новые возможности, вы получаете и новые обязанности. Ведь очень скоро у вас сформируется потребность хотя бы раз в час, заглянуть в виджет сообщений на экране вашего смартфона либо пристроить на стол в кафе нетбук или интернет-планшет.
Обеспокоенность массовым использованием IT-технологий выражают уже на правительственном уровне. Министр по защите прав потребителей Германии Ильза Айгнер предостерегла граждан ФРГ от безудержного пользования IT-продуктами крупных корпораций США, мотивируя это тем, что такие компании, как Facebook, Google, Apple и Microsoft, могут располагать огромными базами данных о частных пользователях, позволяющими составить исчерпывающий персональный потрет каждого. К чему это приведет — пока можно только догадываться.
И все же, хотя, как любые «хищные вещи века», гиперподключенность таит в себе не только новые возможности, но и новые угрозы, я склонен видеть в ней больше положительного.
Ведь это прекрасно, когда, к примеру, особенно удачная сделанная вами в отпуске фотография через несколько минут уже оказывается в фоторамке ваших родителей, которые находятся от вас в тысячах километров.
Может быть, сегодня это кажется развлечением для отдельных чудаков-техноманов, но не так ли начиналось все на свете — от паровых автомобилей и самолетов-этажерок? И уже сегодня находятся вполне серьезные применения этой самой гиперподключенности: возьмите хотя бы возможность следить за своими ставками на бирже, вовремя выставляя или снимая заявки (развлечение не для слабонервных).
В близкой мне области, в журналистике, уже формируется новый тренд: молодые журналисты все активнее осваивают твиттер, размещая в нем не только анонсы своих материалов, опубликованных в классических интернет-газетах типа «Газеты.Ru», но и умещая в одно или несколько сообщений в 140 символов подчас вполне цельную и самодостаточную информацию. Разве не поразительно, что, перемещаясь в автобусе или застряв на скучном совещании, вы можете параллельно знакомиться с ходом футбольного матча, узнаете, что подружка жены Маша наконец-то родила, а Леди Гага отсудила $30 млн у своего продюсера и экс-бойфренда? И для этого почти не требуется нажимать кнопки.
Говоря о мобильном интернете, я в очередной раз вспоминаю образ, созданный Владимиром Высоцким в отношении предтечи мобильного интернета — телевидения, каким оно было в эпоху роста его популярности: «он не окно, я в окно и не плюну, мне будто дверь в целый мир прорубили…». Теперь эти слова куда больше подходят именно к мобильному интернету, завлекающему нас в новый мир с большим числом степеней свободы для каждого. Но мир этот будет другим, чем был мир без мобильного интернета. Готовы ли мы туда переселиться?