Первые попытки создать рынок небольших ПК, управление которыми осуществлялось бы при помощи сенсорного экрана, начались еще в 2001 году. Тогда эти устройства, планшетные компьютеры, назывались Tablet PC (в разговорной речи для них появилось словечко «таблетка»). Планы по их производству полностью провалились: в мире, в котором не было мобильного интернета, эти компьютеры оказались просто никому не нужны.
Однако в 2010 году ситуация уже совершенно иная. Рынок стремительно наводнили смартфоны, коммуникаторы и нетбуки — все они ориентированы на современных пользователей, которые, много перемещаясь, при этом часто проверяют электронную почту, следят за новостями, редактируют документы, смотрят в дороге кино и клипы, слушают музыку, читают с экрана книги (для книг появился небольшой отдельный сегмент «ридеров»), играют в игры и т. д.
Именно новое поколение планшетных компьютеров и призвано, по мысли производителей, заменить и смартфоны, и нетбуки, и букридеры разом. Конечно, для этой революции был необходим быстрый мобильный интернет. Теперь во многих «развитых» странах он есть.
Тот факт, что на рынок планшетов вышла компания Apple, говорит о многом: у Apple хорошее чутье на тренды (вспомним, как буквально взорвался рынок смартфонов после появления iPhone). И, когда на нашумевшей презентации в Сан-Франциско в конце января 2010 года компания представила свое новое устройство — iPad, стало ясно, что это сигнал.
Концептуально от уже продающихся аналогичных устройств новый яблочный планшет не отличается — отличие, скорее, в деталях. Это портативный компьютер, который, как считают в Apple, будет хорошо подходить для работы с электронной почтой, просмотра фото- и видеоматериалов, а также для чтения электронных газет, журналов и книг. Представляя iPad, Стив Джобс продемонстрировал и игровые возможности своего детища: планшет хорошо справился с трехмерными играми «средней тяжести». Но в целом технические характеристики нового девайса революционными назвать нельзя. Его минусы — например, отсутствие поддержки Flash. Но важнее сам факт появления iPad. Apple как бы говорит рынку: новая золотая жила здесь.
Несколькими неделями ранее в рамках выставки электроники CES-2010 свою «интернет-таблетку» представили Microsoft и Hewlett-Packard.
«Это прекрасная маленькая штучка», — заявил глава компании Microsoft Стив Балмер, показывая новинку HP Slate под управлением Windows 7. Известно, что Slate будет продаваться в двух версиях — 10-дюймовой и 12-дюймовой. «Таблетка» от Microsoft, кстати, куда более функциональна, чем устройство от Apple, хотя в iPad реализовано несколько специальных, для кого-то удобных сервисов — отдельный магазин книг и специальные приложения для чтения прессы.
Некоторые СМИ (N. Y. Times, например) уже планируют продавать цифровые версии своих номеров специально для этого планшета, а открытый в день презентации книжный магазин Apple iBooks будет торговать книгами таких известных издательств, как Penguin, HarperCollins, Simon & Schuster, Macmillan, Hachette Group и др. Стоимость бестселлеров в яблочном онлайн-магазине — $14,99.
Аналитик AC&M Consulting Александр Шатиков поделился с «Газетой.Ru» своим мнением о планшете Apple: «Перспективы у устройства хорошие в своей нише. Подобно MacBook Air это продукт «не для всех», но аудитория у него есть, особенно среди тех, кто уже использует другие устройства Apple. В нашей стране она сильно ограничена как платежеспособным спросом, так и отсутствием полного функционала iTunes Store».
Если же говорить об этом новом классе ПК в целом, то, по словам Шатикова,
«таблетки» — это альтернатива прежде всего нетбукам. Это попытка создать устройство, которое позволит более удобно потреблять различный контент — видео, музыку, книги и т. д. Плюс возможность использовать его эпизодически как PDA (Personal Digital Assistant).
«Так что, если вы в основном «читатель, а не писатель», такое устройство может стать для вас полезным», — резюмирует Шатиков.
Свой онлайн-магазин по продаже электронных книг есть и у интернет-гиганта Google, а в начале февраля появилась информация, что у компании имеются планы по выпуску собственного интернет-планшета — «таблетки» на операционной системе Chrome OS. Технические характеристики устройства пока не известны (есть сведения, что производством займется давний партнер Google — тайваньская компания HTC). Главная особенность этого планшета: все программы, с которыми он будет работать, будут представлять собой интернет-приложения. Т. е. книги на этом планшете будут читаться без предварительного сохранения в памяти — прямо из интернета. Такая концепция, возможно, и привлечет западных (и восточных) поклонников Google, но вряд ли она подойдет пользователям в странах, где мобильный интернет развит не слишком широко, например в России. Зато в отличие от iPad планшет Google будет поддерживать многозадачность. Очевидно и главное его преимущество по сравнению с HP Slate: Chrome OS будет не так ресурсоемка, как Windows 7.
Сообщения о планах по выпуску планшетных ПК звучат со всех сторон, напоминая недавно прокатившийся по всему миру «парад нетбуков».
Так, известная тайваньская компания-производитель MSI заявила о выводе на рынок подобного устройства во второй половине 2010 года. Планшет будет работать на мощной и энергоэффективной аппаратной платформе NVIDIA Tegra. Как считают в компании, это сделает его идеальным карманным игровым девайсом. Цена при этом будет ниже $500. За эти деньги потребитель получит 10-дюймовый цветной (разумеется, сенсорный) дисплей, модель будет оснащена всеми современными модулями для беспроводной связи. Работать «таблетка» будет на ОС Windows 7. Обещают также, что планшет будет «легким и тонким».
Американская компания Innovative Converged Devices недавно представила свой интернет-планшет под названием Vega. Он также базируется на аппаратной платформе NVIDIA Tegra, но работает под управлением собственной операционной системы. У компьютера будет несколько вариантов конфигурации, различающихся диагональю экрана — 7, 11 и 15 дюймов. Предусмотрены модули 3G, Wi-Fi и Bluetooth. Заявленная производителем цена за «среднюю» конфигурацию — порядка $400. В продаже устройство появится скоро, в первой половине 2010 года.
Еще одна новинка — Archos 5 Internet Table. Планшет работает на платформе Android, ранее использовавшейся преимущественно в смартфонах и коммуникаторах, и оснащен 5-дюймовым сенсорным экраном с разрешением 800х480 пикселей, другие характеристики: жесткий диск на 500 Гб, поддержка сетей формата HSDPA, воспроизведение видео в HD-формате. В продаже появится уже весной, цена пока не определена, однако вряд ли она будет превышать планку $500.
Свои планшетные ПК выпустят также компании Pegatron и Samsung. С определенной степенью условности планшетом можно считать и «продвинутый» букридер с 3G-модулем — Amazon Kindle.
Из крупных IT-производителей в параде не участвует, пожалуй, лишь тайваньская компания Acer — она прямо заявила, что планов по выпуску планшетного ПК в 2010 году у нее нет.
Зато Microsoft, по слухам, не ограничится совместным проектом в HP Slate: в 2010 году компания собирается предъявить публике двухсторонний планшетный компьютер Coruier, состоящий из двух 7-дюймовых сенсорных дисплеев, который будет раскрываться подобно книге. Предполагается, что у этого устройства будет встроенная 3-мегапиксельная камера и поддержка всех мобильных сетей третьего поколения. Открытым остается вопрос об операционной системе. Скорее всего, это будет какая-то модифицированная версия Windows 7.
Итак, один из трендов 2010 года очевиден. Но есть ли у «таблеток» будущее и кто и зачем будет их покупать? Американская компания ChangeWave провела опрос, который показал, что 18% граждан США готовы «через некоторое время» купить себе компьютер такого типа. Причем 75% из них сообщили, что сделают выбор в пользу планшета от Apple. Однако не факт, что в других странах, где бренд яблочной компании не так популярен, как в США, потребители проголосуют именно за продукцию Apple.
Аналитик рынка мобильных устройств Михаил Фадеев заявил «Газете.Ru», что не может даже представить, кому будут нужны «интернет-таблетки»:
«Для быстрого мобильного интернета уже давно существуют дешевые нетбуки, где вдобавок имеется и более удобная, физическая, клавиатура, а для быстрого мониторинга почты есть коммуникаторы, которые в отличие от «таблеток» дольше работают от батареи, имеют функциональность мобильного телефона и легко помещаются в карман. Планшеты искусственно навязывают потребителю, хотя они ему вообще не нужны».
Аналитик Mforum Алексей Бойко, однако, уверен, что «рынок у этих устройств будет», хотя, оговаривается он, «и не такой значительный, как у смартфонов». При этом эксперт полагает, что потребители, особенно в первое время, будут использовать сразу три типа устройств — и ноутбуки, и планшеты, и смартфоны. «Нет, планшет не заменит смартфоны. Будут присутствовать на рынке все виды устройств еще долго», — говорит он. По мнению Алексея Бойко, плохи могут быть дела, скорее, у нетбуков: как раз вместо них люди и могут начать покупать «таблетки» — последние компактнее и меньше весят.
Оказались ли правы те производители, которые принимают участие в новом «параде таблеток» или разумнее было осторожное поведение Acer — покажет уже осень 2010 года.