Президент Медведев продолжает борьбу за интернетизацию российских чиновников. Он уже добился запуска «электронного правительства», которое с грехом пополам выложило онлайн три сотни бланков. Теперь президент гонит в сеть партийцев и губернаторов. Как утверждает «Независимая газета»,
Медведев потребовал от глав регионов идти в блоги и социальные сети, а не умеющих пользоваться компьютером и интернетом пригрозил увольнять за профнепригодность.
Начальство не скрывает при этом, что боится влияния «веба 2.0» на политическую обстановку и даже исход выборов. Триумф Обамы с его 35 млн друзей на Facebook и «интернет-революция» 2009 года в Иране показывают, что повод для страха есть. Российские чиновники тем временем остаются девственными в плане интернета: ЖЖ, например, имеется только у трех губернаторов, включая чужака-либерала Никиту Белых. В общем, повод для недовольства вполне очевиден.
Насильственная интернетизация, которая набирает ход уже некоторое время, больше всего напоминает бритье боярских бород при Петре. Конечно, разница есть: Петр реформировал общество в целом, а Медведев — только одну сферу; да и персонажи, мягко говоря, отличаются.
История повторяется сначала как эпос, а потом как пост в ЖЖ. Но все же и тогда, и сейчас верховное начальство боролось с отсталостью в сферах, в которых перемены назрели и перезрели, — и тут сходство налицо. В России, конечно, интернетизировано только 35% взрослого населения (по самым щедрым оценкам), но уже очевидно, что бумажное делопроизводство морально устарело, как аудиокассеты, да и реальная общественная жизнь давно ушла в сеть. Власть не может это игнорировать.
Проблема в другом.
Можно привести чиновника в интернет, но нельзя заставить его понимать правила интернета.
Здесь весьма кстати приходится петровский опыт: дворяне тоже переоделись в голландское, но продолжили пороть холопов на конюшне и заводить гаремы из крепостных девок. То же и с интернетом: электронное чиновничество ничем не отличается от живого.
После того как Медведев завел блог, в сеть потянулись политики — Грызлов, Миронов, Зюганов, Жириновский. Однако блоги ведутся помощниками и заполняются пресс-релизами — что может быть тоскливее? ЖЖ Грызлова не смог даже выйти в «тысячники». Но что еще хуже, чиновники, не понимая сети, приносят в нее свои порядки. Во Владимире и Ростове ответственные товарищи уже подавали в суд за сетевой «с..ач», причем во Владимире жалоба касалась не только брани, но и сакраментального «фтопку», которое местный губернатор счел призывом к убийству.
Если Медведев заставит всю бюрократическую армию выйти в сеть, дело может закончиться созданием особого русского интернета, который не будет цензурированным, как китайский, но и не будет свободным, как западный.
Вместо этого он, скорее всего, будет представлять собой уже знакомое по нашим СМИ царство благодушия, основанное на самоцензуре. Прививание благоразумия блогосфере, собственно, уже идет — дел против российских сетевых комментаторов заводится все больше, особенно в регионах. Савва Терентьев давно не одинок. Можно проверить и на себе: «на...рать» в блоге Медведева, в отличие от обычных ЖЖ, скорее всего, будет несколько боязно, и дело не только в том, что у Медведева коммент сотрут.
Пророчить гибель рунету не стоит — скорее надо ждать его расслоения. Наверху появится большой «губернаторский» пласт со своими ЖЖ, сайтами и сообществами, в которых будет царить та же уныло лживая атмосфера, что, к примеру, на выборах. Если добавить к этому побольше пошлых развлечений, желтой прессы, а заодно и социальных сетей, то это поначалу отлично решит главную задачу власти: те 65% россиян, которым еще предстоит перейти от ТВ к интернету, вообще не почувствуют дискомфорта при выходе в сеть и о критике начальства тоже не задумаются, потому что на верхнем уровне ее и не будет.
Но все, кто хочет матюкаться, оценивать часы Ресина и вообще нести крамолу, найдут себе другие платформы — хотя бы тот же Facebook, закрыть который из Москвы сложно. Скорее всего, особых усилий и не потребуется, ведь
залогом любой гражданской свободы в России является простое условие — чтобы власти не обращали на нее внимания.
Если губернаторы радостно отчитаются Медведеву, что каждый завел ЖЖ и набрал 1000 друзей, на разговоры в других углах сети, вполне возможно, никто и не взглянет.
Такое раздвоение рунета вполне возможно, хотя вечным оно быть не сможет. Интернет — слишком неудобная среда для бюрократии, которой труднее прятать свои махинации в условиях, когда любую бумагу можно отследить. Кроме того, выбор информации в сети куда больше, чем на ТВ, и вновь обращенные граждане (netizens) рано или поздно откроют для себя не только «Одноклассников» и блог Медведева. В этом смысле
Кремль прав — когда-нибудь социальные сети и блоги действительно будут влиять на выборы больше, чем даже Первый канал.
Вряд ли этому, кстати, смогут помешать губернаторы. Но другое дело, что подобных перемен едва ли стоит ждать в ближайшие годы — к примеру, до окончания двух следующих президентств Путина.