По официальным данным сервиса Twitter, в ноябре 2009 года его аудитория составляла более 60 млн пользователей, а ежемесячный прирост в 2009 году достигал 140%. В чем же секрет?
Twitter позволяет пользователям делать записи в своих дневниках длиной не более 140 символов на каждую. Это позволяет вести блоги даже тем, у кого «нет на это времени». Оказывается, если не разрешать людям писать длинные посты (а значит, осознанно тратить на это свое время), они охотно будут делать короткие, «репортажные» записи о своей жизни в те самые моменты, когда она происходит. И лучший инструмент для этого — смартфон. Так, например, рассказывают о своей жизни американские и русские космонавты, звезды шоу-бизнеса, журналисты. Несколько месяцев назад Twitter был едва ли не единственным источником правдивой информации о событиях в Иране сразу после окончания президентских выборов.
Свой блог на Twitter по адресу @ericschmidt завел даже главный исполнительный директор Google Эрик Шмидт.
Сейчас у него уже свыше 10 тысяч читателей. Есть свой блог в этой социальной сети и у Бритни Спирс. В Японии местный подросток написал в Twitter роман при помощи мобильного телефона во время долгих переездов из дома в школу и обратно. Роман стал необычайно популярен в интернете и был затем опубликован в печатном виде, что сделало творческого подростка миллионером.
Иногда Twitter приносит не общенациональную известность, а проблемы.
Например, баскетболистов NBA стали штрафовать за ведение микроблогов: те умудрялись делать записи в перерыве матча. Американский пользователь «Твиттера» Dana Hanna зашел еще дальше: он вел прямую трансляцию в Twitter собственной церемонии бракосочетания. Зависимый от социальных сетей молодой муж не оторвался от смартфона даже во время объявления о заключении брака. Одна из записей в его блоге звучит так: «Я уже у алтаря с @TracyPage. Секунду назад она стала моей женой. Надо бежать, я должен поцеловать свою невесту».
За ситуацией наблюдал священник, который не растерялся и произнес: «Вы теперь муж и жена. Об этом уже записано на небесах, и вы об этом написали в Twitter. Ваш брак подтвержден документально».
Иногда Twitter вызывает в обществе негативную реакцию. На днях, например, стало известно, что сервисом активно пользуются американские мафиози. Они делают короткие записи с целью координации своих действий, а также в качестве площадки для «наездов» на представителей других банд. Полицейские пытаются отслеживать записи преступников. Однако расшифровать их не так просто: в общении друг с другом мафиози стали использовать собственный сленг.
В Норвегии Twitter и вовсе могут запретить. Причем вместе с этим сервисом норвежское общество защиты потребителей страны хочет запретить использование ее гражданами социальных сетей Facebook и LinkedIn.
Причина такого негативного отношения — тот факт, что многие социальные медиа (сайты, выстраивающие сообщество вокруг определенного вида контента — текста, видео, фото — или аккаунта пользователя) требуют при регистрации большое количество личных данных, что, по мнению общества защиты потребителей, дает почти неограниченный доступ в частную жизнь человека без его ведома. Иногда это приводит к сложным проблемам во взаимоотношениях и даже к разрывам семейных связей: нередки случаи, когда жена узнает об измене мужа именно через его записи в интернете. Поэтому норвежские власти вполне могут запретить работу некоторых социальных медиа на территории своей страны до тех пор, пока они не усовершенствуют текст пользовательского соглашения в части условий распространения конфиденциальной информации.
Феноменальный успех сервиса микроблогов подтверждают и поисковые системы. Так, Google утверждает, что слово Twitter в 2009 году было третьим по популярности в мире поисковым запросом. Yahoo! и Bing поместили Twitter и вовсе на вторые строчки своих хит-парадов запросов. На первых строчках рейтингов «Яндекса», однако, места новомодной социальной сети нет. Почему?
Аналитик компании «Финам» Татьяна Менькова объясняет популярность Twitter тем, что сервис предполагает «легкий формат, который сочетает в себе элементы блога, социальной сети и чата, при этом плотно интегрирован с различными мобильными инструментами».
«Общение идет оперативно, не требует от пользователя написания каких-то длинных текстов - можно общаться небольшими репликами, фактически в онлайн-режиме. Это удобно и интересно, что подтверждается и динамикой пользователей», — говорит эксперт.
В России, однако, гораздо популярнее «Живой журнал». «Один из факторов — слабое развитие, в частности в силу высокой стоимости, мобильного интернета.
Кроме того, как мне кажется, средний пользователь рунета отличается более высоким интеллектом по сравнению с рядовым пользователем, скажем, в США. Как результат, россиянин предпочитает более вдумчивое общение в полноценных блогах. А для любителей чатов соответствующие сервисы и так представлены на достаточном уровне», — рассуждает эксперт. В то же время Менькова отмечает, что рост популярности блогов замедляется, т. к. «существенная часть потенциальной аудитории уже выбрана, а дальнейшая динамика будет связана с органическим приростом количества пользователей рунета».
Ведущий консультант J'son & Partners Consulting Сергей Ермилов говорит, что уникальность Twitter «в оригинальности подхода и точности попадания в современный ритм жизни». «Не все готовы тратить много времени на общение в интернете, но всем хочется быть на связи с друзьями, близкими, коллегами, хочется делиться новостями и т. п. Помимо частных пользователей быстрыми темпами растет аудитория компаний, ведущих в «Твиттере» корпоративные микроблоги, что является весьма действенным способом продвижения», — говорит он.
«Отсутствие популярности в России, на мой взгляд, обусловлено следующей причиной: русский язык в отличие, скажем, от английского гораздо меньше приспособлен под лаконичные конструкции
(в частности, поэтому деловую переписку проще вести на английском): слова длиннее, чаще необходимо ставить знаки препинания и т. п. Либо пользователи в большинстве своем недостаточно владеют инструментом (в смысле русским языком)», - рассуждает Ермилов.
Независимый специалист рынка коммуникаторов-смартфонов Марина Рожкова говорит, что русское Twitter-сообщество есть, и немаленькое, хотя, конечно, до западного по размеру ему еще далеко. По мнению эксперта, не столь бурный рост Twitter отчасти объясняется слабой привязанностью россиян к «умным телефонам» с беспроводным доступом к интернету. По мнению специалиста, считать Twitter конкурентом традиционным социальным сетям или блогхостингам нельзя: задача сервиса исключительно в том, чтобы люди имели возможность оперативно делиться новостями с друзьями и коллегами. А такая потребность есть и в России.
Главное — подождать. «Аудитория Twitter нарастает как снежный ком, и в ближайшее время этот рост продолжится, в том числе и в России», — говорит Рожкова.
Случай с Twitter показателен: в России многие сервисы не находят достаточно большого числа клиентов из-за технологической отсталости страны в целом. В частности, «Твиттеру» явно не хватает мобильного интернета и достаточного числа соответствующих девайсов на руках у абонентов. По всеобщему признанию экспертов, «люди и в России, и на Западе одни и те же. Традиционные площадки для ведения блогов вроде Livejournal были популярны в США и Европе несколько лет назад, а сейчас их популярность немного снизилась. Полюбят ли россияне Twitter — покажет время.