Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев обеспокоен стоимостью мобильных тарифов в роуминге. Сейчас минута звонка на территории СНГ стоит в 3–6 раз дороже тарифов на территории Европейского союза, сообщил журналистам Артемьев на пресс-конференции в рамках проходящего в Ереване 30-го заседания Межгосударственного совета по антимонопольной политике СНГ.
«Это означает, что в странах СНГ за роуминг мы платим на 300–600% больше положенного», — сказал Артемьев. По словам главы ведомства, будет создан «оперативный план, по которому будут проверяться компании мобильной телефонии, а соответствующие решения будут предложены правительствам наших стран».
Сами операторы не согласны с ФАС. «Наши цены в общем отражают структуру наших издержек и максимально направлены на то, чтобы сделать их оптимальными для абонентов. Если перевести все тарифы, которые существуют в Евросоюзе, то вы придете к 23 рублям на исходящий вызов и 10 рублям на входящий. Соответственно, наши тарифы более или менее сопоставимы», — рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. В странах СНГ входящие-исходящие звонки у МТС стоят 25 рублей при использовании услуги «близкие люди». Тем не менее не у всех сотовых операторов «большой тройки» одинаковые тарифы.
Если разница в тарифах МТС и «Вымпелкома» колеблется от 1 до 2 рублей при общей стоимости минуты в 25 рублей, то роуминг у «Мегафона» стоит уже 54 рубля.
Но этому есть разумное объяснение: у него нет своих «дочек» в странах СНГ.
Сейчас тарифы сбалансированы, соглашаются эксперты рынка мобильной связи. «Если завышение и есть, то не в разы, — говорит аналитик ИК «Велес Капитал» Илья Федотов. — В настоящее время стоимость роуминга в Европе составляет порядка 19 рублей, а в странах СНГ — 25 рублей. Если говорить, что роуминг завышен на 600%, то получается, что минута разговора должна стоить 3,6 рубля. Но это сопоставимо со стоимостью местного звонка». Трафик в СНГ получается более дорогим за счет взаиморасчетов с зарубежными операторами связи, где расчеты ведутся в долларах и евро. «Потом компании хотят получить себе какой-то дополнительный заработок, и роуминг для этого очень даже подходит. Тем более что эта услуга не регулируется, а рынок есть и пользуется спросом. Естественно, они накручивают», — говорит Федотов.
По мнению эксперта консалтинговой компании AC&M Антона Погребинского, вопросы по высокой стоимости звонков надо задавать не российским компаниям связи, а принимающей стороне.
«Цена складывается из тарифа, который выставляет принимающий оператор и лишь небольшой наценки своего оператора. Принимающий оператор забирает большую часть выручки»,
— говорит эксперт.
Перспективы расследования ФАС достаточно призрачны, считают юристы. «Очень сложно с юридической точки зрения доказать сговор либо согласованные действия российских операторов», — говорит партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. «Конкретные меры к операторам мобильной связи на основании этих заявлений, скорее всего, применяться не будут. В лучшем случае это могут быть проверки данных компаний, запросы данных по стоимости для выяснения или уточнения показателей», — соглашается Юлия Тормагова из юридической фирмы «Вегас-Лекс».
Тем не менее даже несмотря на то, что с юридической точки зрения «подкопаться» к операторам достаточно сложно, слова Артемьева могут быть эффективным. Как показывает практика,
после вмешательства ФАС в какой-либо вопрос участники рынка становятся боле послушными и осторожными.
«Как мы видели по нефтяным расследованиям и по расследованиям в отношении ритейлеров, даже если они прекращаются за неимением состава либо суд отменяет вынесенное ФАС постановление о штрафе, мы видим снижение цен на эти виды продукции», — говорит Зеленин.
Резервы для снижения тарифов у операторов есть, считают эксперты. «Но нельзя говорить о том, что это снижение будет кардинальным — возможно, на 10–20%», — говорит Федотов. По его мнению, ожидать этого можно скорее к началу туристического сезона. «Здесь надо учитывать, что у сотовых операторов достаточно сильное лобби. Они имеют возможность отстаивать свои интересы», — говорит эксперт. Такие случаи уже были. Например, внедрение принципа «платит звонящий». «Тогда компании выбили себе хорошие тарифы на платежи между операторами за передачу трафика. Кроме этого тогда же операторы повысили стоимость своих услуг, даже несмотря на возражения чиновников и регулирующих органов», — напоминает Федотов.