Microsoft Corp и Nokia объявили о создании альянса с целью «увеличения продуктивности мобильных телефонов», говорится в опубликованном в среду заявлении Microsoft. С будущего года смартфоны Nokia, работающие на операционной системе Symbian, будут оснащены приложениями Microsoft Office. В частности, речь идет о мобильных версиях Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel и Microsoft OneNote, а также Microsoft Office Communicator Mobile, Microsoft SharePoint Server. На первом этапе эти решения будут доступны на смартфонах Е-серии Nokia.
Руководство финского сотового гиганта рассчитывает таким образом сместить с лидирующих позиций на рынке смартфон BlackBerry от Research in Motion Ltd (RIM).
«Это заставит некоторых наших конкурентов — скажем прямо, это RIM — попотеть», — верит исполнительный вице-президент Nokia Роберт Андерсон.
Также альянс — реакция на выход Google Inc на рынок бесплатного программного обеспечения и ответ популярности iPhone от Apple Inc.
Во II квартале доля Nokia на мировом рынке мобильных телефонов упала с 39,5% до 36,8%, сообщают результаты исследования ИК Gartner. На рынке смартфонов доля компании составляет 45%. Основные конкуренты — BlackBerry и iPhone — имеют 19% и 13% доли рынка соответственно. Но BlackBerry завоевал доминирующее положение в корпоративном секторе, особенно в Северной Америке.
Возможность работать с документами MS Office на мобильных устройствах станет одним из факторов роста спроса на смартфоны Nokia в корпоративном сегменте, считают эксперты. «Пока в нем доминирует RIM, имеющий порядка 75% рынка.
Его можно несколько потеснить, но сдвинуть с лидирующей позиции очень сложно», — считает аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова. «В США Nokia мало что поможет — там слишком сильны позиции BlackBerry, iPhone», — соглашается старший консультант AC&M Сергей Половников. По его мнению, альянс больше направлен на европейский рынок, где у BlackBerry нет таких позиций, как в Америке. «Вполне возможно, что следующим шагом станет совместимость Nokia с майкрософтовским синхронизатором Activ sing», — прогнозирует Половников.
Это соглашение нужно скорее Microsoft, чем Nokia, добавляют эксперты рынка. На долю мобильных решений Microsoft (в частности ОС Windows Mobile) приходится всего 12% рынка.
«Соглашение с Nokia должно позволить разработчику усилить его рыночные позиции в сегменте ПО для мобильных устройств», — говорит Менькова.
На российском рынке у BlackBerry совсем незначительная доля — не больше 1%, в то время как доля Nokia – порядка 30%. Если говорить о смартфонах, то на BlackBerry приходится не более 3%, а на Nokia – более 50%. У ближайшего конкурента, Samsung, около 13% рынка. На российский рынок создание альянса никак не повлияет, считают эксперты:
в России азиатская культура использования мобильного телефона, нам он нужен в основном, чтобы звонить и писать SMS. «А дорогие смартфоны покупают, как правило, чтобы подчеркнуть статус, и активных пользователей приложений мало,
— говорит Половников. — А на Западе ценят функционал: если надо звонить, то покупают простой телефон, а для работы — смартфон».