Продвинутые коммуникаторы с физическими и виртуальными QWERTY-клавиатурами в массовом порядке стали выпускать практически все производители мобильных телефонов. Nokia представила топовый коммуникатор N97 с большим сенсорным экраном. Samsung представила модель Omnia и обещает выпустить смартфон, работающий под управлением интернет-ориентированной ОС Google Android. Аналогичные шаги по расширению линейки смартфонов и коммуникаторов предпринимает и LG: в этом году в продаже появятся модели LG GM730, LG Incite, LG Versa VX960.
На рынок смартфонов выходят и крупнейшие производители компьютеров:
Acer представила в Барселоне сразу восемь своих смартфонов, Dell и Lenovo заявили, что представят свои коммуникаторы в ближайшее время. Asus и Hewlett-Packard уже давно выпускают мобильные коммуникационные устройства и сворачивать производство мобильной техники не собираются.
Однако конкуренцию смартфонам и коммуникаторам как средствам доступа в интернет могут составить и другие девайсы. После того как в конце 2007 года Asus выпустила первый в мире нетбук под брендом Eee PC, нетбуки появились в ассортименте почти всех ведущих производителей компьютеров. От обычных лэптопов они отличаются уменьшенными размерами, дешевизной и ориентированностью на использование интернета в беспроводных сетях – Wi-Fi, 3G, а с недавнего времени и WiMAX. В текущем году в мире будет продано 35 млн нетбуков, прогнозируют аналитики ABI Research. По их мнению, к 2013 году рынок этих устройств вырастет до 139 млн устройств.
Крупнейший мировой производитель чипсетов компания Intel утверждает, что будущее мобильного интернета связано не со смартфонами и нетбуками.
По словам руководителя мобильного направления компании Панкая Кедиа, будущее за планшетными мобильными интернет-устройствами (MID), которые, в отличие от коммуникаторов, имеют большие размеры и расширенный функционал.
Их преимущество перед нетбуками – в возможности постоянно носить их с собой в кармане. Эти устройства позволят пользователям работать с полноценным интернетом и смотреть видео- и веб-страницы в нормальном, а не сжатом виде, считают в Intel. Свое мнение один из топ-менеджеров Intel высказал в недавнем интервью британскому изданию The Inquirer.
Сейчас компания работает над созданием своего первого MID-устройства совместно с LG. Новинка под названием Moorestown появится на рынке в 2010 году и будет работать под управлением специальной ОС Moblin, разработанной на базе Linux.
Сделала определенные шаги в этом направлении и крупнейший производитель видеочипов — NVIDIA, представившая мобильную платформу NVDIA Tegra, которая и будет служить основой для многих будущих MID-устройств. Прототип первого MID от NVIDIA уже был представлен в феврале 2009 года на Мобильном конгрессе в Барселоне. Как следует из заявления компании, сделанного на презентации новинки,
производителям вполне по силам сделать устройство для потребления мобильного интернета на базе Tegra стоимостью до $100.
Процессор, используемый в Tegra, позволяет смотреть видео в HD-качестве на протяжении до 10 часов, а большой сенсорный экран будущих устройств будет подходить для серфинга по сети лучше, чем все современные смартфоны и коммуникаторы.
Может расширить свою линейку MID и Nokia, об этом ходят упорные, хотя и не подтвержденные в самой компании слухи. Напомним, что компания уже производит интернет-планшеты N-серии, чьи размеры сопоставимы с размерами нынешних коммуникаторов.
Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты оптимизма Intel и NVIDIA не разделяют. «MID – тупиковая ветвь развития,
— говорит независимый эксперт Михаил Фадеев. — Такая же, как в свое время был Tablet PC, активно продвигаемый Microsoft. Идея MID искусственна, навязана сверху компаниями-разработчиками железа. В реальности для пользователя не существует ни одной ситуации, в которой устройство MID работало бы лучше, нежели другие существующие мобильные электронные устройства. Нет реальных задач, которые бы были призваны решать MID».
Алексей Курасов из ИК «Финам» тоже оценивает перспективы MID сдержанно: «Скорее всего, это будет самостоятельный класс устройств с небольшой долей рынка — не более 15%».
Эксперт J'son&Partners Сергей Савин напоминает: «Предыдущая попытка вывести на рынок подобные девайсы (UMPC) не увенчалась успехом. Хотя на начальном этапе многие тоже считали, что эти устройства обладают хорошим потенциалом».
Но как будут конкурировать между собой коммуникаторы и нетбуки?
Часть экспертов считает, что нетбуки и коммуникаторы вообще не будут напрямую конкурировать друг с другом.
«На рынке будут присутствовать устройства самых разных форм-факторов, как есть одежда самых разных фасонов, — говорит эксперт компании IMHO VI Олег Николаев. — Их преимущества и недостатки не только индивидуально воспринимаются каждым пользователем, но и подвержены моде». Идеальным же устройством будущего Николаеву видится устройство переменного размера: «Приходишь с коммуникатором, подключаешь к док-станции и работаешь, как за обычным компьютером, при этом часть данных хранится на сервере и часть вычислительных мощностей берется по технологии Cloud Computing».
Алексей Курасов из «Финама» так далеко в будущее не заглядывает и говорит пока только о нетбуках и коммуникаторах:
«Здесь, скорее всего, будут пересекающиеся аудитории.
Нетбук — дешевое и простое устройство для домашнего и прочего «стационарного» использования, коммуникатор — для улицы, общественного транспорта. В итоге не менее трети пользователей приобретут оба вида устройств».
«Коммуникатор — для тех, кому нужен мобильный интернет-серфинг, но кто достаточно ограниченно использует офисные возможности устройства, кому важна максимальная мобильность и минимальные вес и габариты устройства, — сказал в интервью «Газете.Ru» Михаил Фадеев. — Нетбук так же хорошо удовлетворяет требованиям мобильности, но по габаритам и весу все-таки существенно больше. А потому его использование связано с некоторыми неудобствами. Но зато это полноценный компьютер с офисными функциями и полноразмерной клавиатурой для быстрого ввода текста, а также с набором стандартных компьютерных интерфейсов (например, USB). Думаю, и тот и другой сегмент будут расти».
«Главное преимущество нетбука — большой экран. Коммуникатора – карманность», — согласилась с коллегами эксперт SmartMarketing Светлана Завьялова. При этом эксперт не берется судить, какие устройства в итоге станут более популярны.
А вот Сергей Савин из J'son&Partners «ставит» на коммуникаторы: «С точки зрения использования мобильного интернета, более перспективным и массовым продуктом являются смартфоны и коммуникаторы. На сегодняшний день на рынке мобильных телефонов представлен достаточно большой ассортимент устройств, позволяющих относительно комфортно работать с ключевыми интернет-сервисами. Но так как пользование услугами мобильного интернета носит «эпизодический» характер, то
далеко не все потребители готовы носить с собой еще нетбук или MID».
Александр Трухачев, глава российского представительства Mio Technology, также утверждает, что «коммуникаторы с экраном 3,2–3,5 дюймов более удобны для использования мобильного интернета, чем нетбуки». Но, с другой стороны, он уверен, что
MID-устройства «являются очень перспективными». «Их преимущества заключаются, прежде всего, в «заточенности» под определенный ряд задач:
серфинг по сети, работа с электронной почтой и, безусловно, использование мультимедиа-приложений (музыка, видео). MID не является устройством для бизнес-задач, как и не предполагает GSM-связи. MID на порядок компактнее нетбуков и удобнее в управлении как раз за счет упрощенной операционной системы», — заявил Трухачев «Газете.Ru».
«Идея нетбуков в последние месяцы несколько «подсдулась». Да, по нетбукам в середине прошлого года на рынке наблюдался настоящий бум. Многие считали, что за нетбуками будущее и это — одно из направлений индустрии мобильных устройств, которое будет расти опережающими общий рынок ноутбуков темпами. Ожидания не оправдались, — рассказал «Газете.Ru» Сергей Смирнов, генеральный директор Rover Computers. – В реальности к середине года произошло некоторое разочарование самой идеей нетбука. Именно со стороны покупателей. Нетбуки оказались хотя и бюджетной, но все-таки весьма неполноценной заменой обычному ноутбуку. А потому основная ниша, которая осталась пока за нетбуками, — второй ноутбук. То есть скорее игрушка, резервное устройство, чем полноценный серьезный рабочий инструмент. Сейчас продажи нетбуков идут весьма посредственно». По мнению Смирнова,
будущее мобильного интернета – за «обычными» ноутбуками и коммуникаторами.
В отличие от Трухачева, в будущее MID Смирнов не верит: « Я думаю, что это вообще мертворожденное направление. Устройство, заточенное под строго одно применение — мобильный интернет. Притом, что большинство устройств как раз эволюционируют в сторону конвергенции. Рыночная ниша для MID какая-то уж очень неопределенная и узкая. Непонятно, кому и зачем он нужен – с точки зрения конечного потребителя».
Подводя итоги, можно сказать, что наибольший скепсис у специалистов вызывают перспективы MID. Коммуникаторы и смартфоны, вероятно, останутся основными устройствами мобильного доступа в интернет и конкурировать с нетбуками практически не будут, просто каждый класс устройств займет свой сегмент рынка.