Часть производителей потребительской электроники заявили о своих планах выпустить собственный Android-коммуникатор уже в 2009 году.
Среди них тайваньская Asus, чей «гуглофон» будет продаваться под брендом Eee. В устройстве будет ПО для прослушивания mp3, просмотра мобильного ТВ и GPS-модуль.
Аналогичные планы и у компании Samsung – ее Android-коммуникатор появится на рынке во втором квартале 2009 года и будет продаваться в сети американских операторов T-Mobile и Sprint Nextel. Samsung позиционирует свой телефон как аппарат среднего класса.
На Всемирном мобильном конгрессе в Барселоне будут также представлены «гуглофоны» от LG и SonyEricsson. LG планирует использовать новую платформу для продвижения своих мобильных 3G-сервисов, а SonyEricsson выпустит на базе Android коммуникатор high-end-класса.
Американская Motorola из-за кризиса начала сокращать подразделение, работавшее над устройствами под управлением ОС Windows Mobile, однако продолжает набор сотрудников для отдела по разработке систем под Android.
Пионер производства коммуникаторов на платформе Android компания HTC работает над созданием второй модели аndroid-коммуникатора – ее главное отличие от HTC G1 заключается в отсутствии физической клавиатуры и поддержки технологии Multi-touch.
Cтоит отметить, что во многом на планы производителей мобильных телефонов начать производство Android-коммуникаторов повлияли успешные продажи HTC G1 — первого устройства на базе этой ОС.
G1 продавался значительно лучше, чем рассчитывали эксперты, в 2008 году сотовый оператор T-Mobile смог продать свыше 1 млн коммуникаторов HTC G1 при запланированных 300 тыс. В компании Google еще до релиза этого устройства утверждали, что это будет «революционный» девайс, однако не все эксперты согласны с этим утверждением.
Так, аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова говорит, что в данном случае речь не идет о какой-либо революционности. По ее мнению,
хороший старт продаж G1 обусловлен скорее аппаратной начинкой девайса, а не программной
(например, выдвижная QWERTY-клавиатура), а также хорошей маркетинговой поддержкой. «Для продаж на развитых рынках большего и не надо», — говорит аналитик.
Василий Филиппов, директор по производственным операциям и один из основателей Spb Software, разработчика ПО для мобильных платформ, говорит, что ключевой фактор популярности HTC G1 – альянс Google и HTC: первая является крупнейшей интернет-компанией мира, вторая – крупнейшим производителем коммуникаторов. Таким образом, говорит эксперт, успех G1 может быть обусловлен не столько потребительскими качествами Android, сколько его грамотным продвижением на рынке.
Выражают заинтересованность в продвижении этого альянса и операторы сотовой связи,
говорит Филиппов: «Платформа в значительной степени завязана на использование мобильного интернета, а именно, сервисов Google, популярность которых на Западе довольно высока. Операторы заинтересованы в поставке на рынок устройств с максимальным количеством предустановленных мобильных сервисов, используя которые, абонент генерировал бы мобильный трафик».
Светлана Завьялова, эксперт независимой аналитической группы Smartmarketing, придерживается другого мнения и говорит, что Google, разрабатывая мобильную ОС Android, четко уловила тенденции мирового рынка смартфонов:
«За последние два-три года серьезно изменился сценарий использования «умных» телефонов.
Массовый потребитель распробовал мобильный интернет, почту, Web 2.0 в кармане». «Имея компьютер в кармане, среднестатистический пользователь использовал его возможности в лучшем случае на 10%, — поясняет эксперт. — Сказывалось неудобство и необходимость выяснять всякие страшные для простого пользователя вещи — ActiveSync, PC Suite, Push Email, Exchange, Symbian, флеш-память... Компания Apple первой (удачно интегрировав смартфон — iPhone, операционную систему — IPhone OS и интернет сервисы — iTunes, Apple Store и т. д. – Ред.) сумела реализовать схему «не мучайся, ткни пальцем» и выиграла.
По словам эксперта, сегодня Google имеет все шансы реализовать схему «весь мир в твоем смартфоне», но, так как сама компания не занимается производством мобильных устройств, успех новой платформы во многом будет зависеть от производителей портативной электроники.
Ориентированность на использование мобильного интернета делает смартфоны и коммуникаторы на платформе Android прямыми конкурентами iPhone. Директор компании «Мак Центр» Дмитрий Хавжу не считает пока эту конкуренцию серьезной (и приводит цифры: в 2008 году Apple продала 25 млн своих iPhone против лишь 1 млн G1), однако он не отрицает наличия у новой ОС некоторых преимуществ, таких как «открытый код системы, ориентация на web-сервисы, мощная поддержка Google»
Надо сказать, перспектива выпустить коммуникатор на базе ОС от Google привлекает не только тех производителей, которые уже работают на рынке мобильных устройств. Например, в первой половине 2009 года на рынок смартфонов выйдут китайская компания Lenovo, производитель телекоммуникационного оборудования Huawei Technologies, американский производитель ПК Dell и даже производитель GPS-навигаторов Garmin.
Почему многие производители электроники, выходя на рынок смартфонов, выбирают Android?
Аналитики называют важным фактором, влияющим на выбор производителей, «открытость» системы: Google не требует от производителей денежных отчислений за право использования своей ОС. «Android предоставляет возможность быстро и сравнительно дешево выйти на рынок смартфонов», — резюмирует эксперт Smartmarketing.
«Фактор роялти здесь играет немаловажное значение. Кроме того, рынок ожидает появления большого количества программ под Android, а это может стать существенным фактором роста спроса на использующие ее смартфоны, — говорит Менькова и добавляет: — В перспективе ближайших двух лет Android может претендовать на 20–30% рынка мобильных ОС».
Дмитрий Хавжу оценивает перспективы Android более осторожно:
«Ей придется бороться только за четвертое место. Первые три уже прочно заняты (Wndows Mоbile, MacOS, Symbian).
Мой прогноз: 5–10% рынка через 2 года». Независимый аналитик Михаил Фадеев приводит схожие оценки: «К концу года Android заберет у Windows Mobile не более 25% её рынка» (Доля Windows Mobile на мировом рынке смартфонов – около 10%. — Ред.).
2009 год может вполне стать «годом Android», говорят эксперты аналитических компаний Gartner и ABI Research. Однако, станет ли новая платформа главным мобильным трендом текущего года, пока неизвестно. Ситуация прояснится на мобильном конгрессе в Барселоне, который традиционно станет главной площадкой новинок портативной электроники.