На CES-2009 свою продукцию представили 2 700 производителей потребительской электроники. Столько же экспонентов было и в прошлом году, а посмотреть на новинки электроники в этот раз пришло 110 тыс. посетителей.
Чем отметилась эта CES?
Приз за лучшее устройство, представленное в рамках выставки, получила компания Palm, представившая коммуникатор Pre,
работающий под управлением новой мобильной операционной системы Web OS. Само устройство выполнено в виде вертикального слайдера. Коммуникатор оснащен 3,1-дюймовым сенсорным Multi-Touch-экраном с разрешением 320х480 точек, 3-мегапиксельной камерой со вспышкой, 8 ГБ встроенной памяти, модулями 802.11b/g Wi-Fi, GPS, Bluetooth с A2DP, разъемами microUSB и 3,5 мм для наушников, а также поддержкой работы в сетях EV-DO. Размеры Palm Pre составляют 100,5х59,5х16,95 мм, вес 135 г.
Среди достоинств коммуникатора специалисты особо отметили высококачественный OLED-дисплей и быстрый браузер. Palm также собирается предоставит пользователям Pre доступ к онлайн-магазину ПО. Впрочем, здесь Palm не оригинальна, конкуренты в лице Apple, Google и Research In Motion такие магазины уже открыли.
Общественность встретила Palm Pre очень позитивно, что тут же привело к одномоментному росту акций компании на 34,85%. Хотя в целом дела у Palm идут не лучшим образом: уже не первый год она демонстрирует убытки, а ее доля на рынке коммуникаторов продолжала снижаться.
По мнению создателей Palm Pre, он должен стать спасителем компании. Получится ли?
Судя по ажиотажу вокруг новинки на выставке и высоким оценкам экспертов, это вполне возможно.
Эксперт аналитической компании J'Son&Partners Сергей Савин в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» согласился с западными аналитиками: «Продукт от компании Palm обладает очень хорошими характеристиками». Однако, по мнению эксперта, Palm Pre – это лишь «некоторое «переосмысление» того, что уже представлено на рынке», а потому считать это устройство революционным нельзя.
Михаил Фадеев, независимый эксперт-аналитик мобильного рынка, экс-глава представительства E-TEN Information System (бренд glofiish) в России, настроен более скептически: «Очень спорное устройство. Дело в том, что поезд Palm уже ушел. 5 лет назад компания имела очень хороший задел, занимая свою довольно большую часть рынка — нишу инновационного лидера. Сейчас она уже занята. Новая операционная система, представленная Palm, Web OS, с моей точки зрения, не несет ничего принципиально революционного, если говорить о миллионах рядовых потребителей».
На рынке ноутбуков большой интерес вызвала новинка американской компании Dell, которая представила ультратонкий нетбук Adamo,
толщина которого, как и у Apple MacBook Air, меньше 20 мм, а вес – меньше 1,5 кг. Устройство работает под управлением Windows Vista. Остальные характеристики устройства вполне обычны: процессор Intel Core Duo, до 2 Гб оперативной памяти. Интересно, однако, то, что при своих скромных габаритах Adamo оснащен приводом для чтения оптических дисков. О цене Adamo не сообщается, однако известно, что это устройство будет относиться к категории бизнес-ноутбуков премиум-класса.
Компания MSI в этом году представила свой ультратонкий 13,3-дюймовый ноутбук X-Slime 320,
который хоть и лишен встроенного оптического привода, зато стоит будет всего $1000. Работает он, подобно нетбукам, на процессоре Intel Atom.
Тренд на популяризацию недорогих 13-дюймовых ультратонких ноутбуков, которые, в отличие от еще более портативных нетбуков, могут служить в качестве единственного ПК, подхватила и Intel: руководство компании обещает, что уже в 2009 году будет готов новый мобильный процессор, разработанный специально для этой категории устройств.
По мнению представителей Intel, чип Core Duo – слишком мощный и дорогой для этих устройств, а Atom – наоборот, слишком медленный.
«Я думаю, что 13-дюймовые компактные недорогие ноутбуки найдут своего потребителя, но, скорее всего, они не смогут повторить успех нетбуков из-за более высокой стоимости», — так оценивает перспективы этих устройств Сергей Савин. Алексей Курасов из инвестиционной компании «Финам» добавляет: «Пока непонятна надежность таких устройств, а также их производительность — информации по данному вопросу пока нет, что заставляет задуматься о проработанности таких решений».
Тимур Чернов, руководитель компьютерного направления компании «Эльдорадо», в интервью «Газете.Ru» тоже высказал скепсис относительно перспектив ультратонких ноутбуков, особенно в России: «В силу низкой доли производителей, представивших ультратонкие ноутбуки на российском рынке, и стоимости, которая является значительно выше средней (по сравнению со стандартным форм-фактором), а также учитывая небольшой размер матрицы (доля ноутбуков с размером матрицы меньше 13» менее 15%), у таких мини-ноутбуков есть перспективы стать нишевым продуктом с долей в продажах до 1,5%. Данные продукты привлекают внимание к производителям и способствуют увеличению продаж классических решений, однако сами по себе они никогда не имеют большого коммерческого успеха».
А вот Андрей Терляков, руководитель направления «ноутбуки» компании «Белый ветер цифровой» в сегменте ультратонких ноутбуков видит серьезный потенциал: «При исчезновении в ноутбуках привода для CD и DVD все бизнес-ноутбуки станут ультратонкими. Далее потребительский спрос на такие ноутбуки будет зависеть от того, насколько снизится их стоимость. Если стоимость будет ненамного выше цены на нетбуки, то, естественно, спрос будет большой, потому что для бизнес-целей все же требуется более мощный прибор, чем нетбук. Если стоимость все так же будет отличаться в разы, то бума не будет. В настоящий момент тенденция такова, что производители пытаются всеми способами удешевить портативные ноутбуки».
Рынок нетбуков, как можно было судить по новинкам выставки, в этом году будет меняться в сторону расширения функционала и роста цен.
Наиболее яркие тому доказательства: 8-дюймовый нетбук Sony VAIO P (имеет экран с разрешением 1600х768, процессор Intel Atom, 3G-модем, весит при этом 635 грамм и стоит $900) и 12-дюймовый Asus S121. Нетбук от Аsus оснащен процессором Intel Atom Z530, 2 Гб оперативной памяти и 512 Гб SSD накопителям. Весит Asus S121 1,5 кг, а от аккумулятора работает 8 часов. Цена на него пока не объявлена, но она вряд ли будет ниже 1500$.
Представили свои новинки и производители фотокамер.
Canon представила сразу 11 новых аппаратов. Сколько-нибудь революционных среди них не оказалось. Зато они оказались у компаний Kodak и Olympus. Первая представила модель Z980, отличительные характеристики которой – 12-мегапиксельная матрица и объектив с оптическим «зумом» 24-х. При этом ориентировочная цена камеры — $400. Вторая порадовала общественность моделью SP-590UZ – это первая в мире компактная камера с 26-кратным оптическим увеличением. Стоимость новинки от Olympus составит порядка $450–500.
На рынке плееров оказалась только одна достойная внимания новинка — Sony NWZ-X1000.
Это первый Walkman с сенсорным AMOLED-экраном, диагональ экрана составляет 3 дюйма. Доступны версии с 16 и 32 Гб внутренней памяти. По сути, это первое устройство, аналогичное по характеристикам доминирующему сейчас на рынке сенсорных мультимедийных плееров iPod Touch от Apple.
Среди событий на рынке программного обеспечения стоит отметить выступление на CES главы Microsoft Стива Баллмера,
который без всяких оговорок заявил, что Windows 7 – лучшая операционная система для ПК в истории. Тем, кто сомневается, Баллмер предложил скачать на сайте компании бета-версию новой ОС. В сравнении с Vista Windows 7 обещает быть не такой требовательной к ресурсам компьютера, однако при этом работать гораздо быстрее и надежнее. Впрочем, учитывая место работы г-на Баллмера, это заявление можно счесть прямой рекламой продукта перед его выводом на рынок и, соответственно, отнестись к нему скептически.
В целом, несмотря на отсутствие по-настоящему революционных девайсов, эксперты признают CES-2009 удавшейся.
«На выставке были представлены интересные продукты и технологии, которые имеют хорошие шансы на успех», — заявил в интервью «Газете.Ru» аналитик J'Son&Partners Сергей Савин.
Михаил Фадеев согласен с коллегой: «В этом году на выставке было представлено довольно много новинок и премьер. Некоторые из них были весьма громкими». Алексей Курасов из «Финама» также посчитал прошедшую выставку вполне удачной.
Так что с некоторым даже удивлением можно констатировать: несмотря на негативный экономический фон, потребительский интерес к новинкам электроники сохраняется на высоком уровне.