Многим продвинутым пользователям домашний ПК полностью заменил телевизор, радио, CD- и DVD-проигрыватель, домашний телефон и игровую приставку, превратившись и в рабочий инструмент, и в домашний развлекательный центр. Однако прогресс ИТ-отрасли — рост числа интернет-пользователей, распространение ноутбуков, появление смартфонов, нетбуков и MID-устройств и т. д. — поставили перед производителями «железа», софта и контента новую задачу. Как предоставить владельцам различных по мощности, возможностям и установленному программному обеспечению устройств унифицированные возможности для работы и развлечений?
Ответом на этот вызов времени стало появление новых онлайн-сервисов, приложений для работы с ними и новых интернет-технологий.
Причем этим направлением занялись не только малоизвестные стартапы, но и такие гиганты ИТ-бизнеса, как Google, IBM, Microsoft, а крупнейшая в сфере ИТ аналитическая компания Gartner назвала Cloud computing одной из тех технологий, которые окажут наибольшее влияние на ИТ-индустрию в ближайшие 5 лет.
<1>
Однако, если Cloud computing — это, скорее, перспектива, то огромное количество онлайновых услуг доступно уже сейчас.
Что может получить обычный клиент одного из операторов ШПД уже сейчас?
Во-первых, средства связи. У любого подключенного к интернету пользователя есть как минимум бесплатная электронная почта и мессенджер типа ICQ. Стали очень популярны IP-телефония и видеосвязь, например Skype, Windows Live Messenger, а в ноябре компания Google запустила новый сервис — голосовой и видеочат Gmail.
Во-вторых, контент. C появлением устройств типа E-book, смартфонов и мультимедиаплееров с 3–4-дюймовыми экранами усилился интерес и к таким «старым» интеренет-ресурсам, как электронные библиотеки.
Большое количество мобильных устройств вдохнуло новую жизнь и в торговлю электронными книгами.
Крупнейший интернет-магазин Amazon даже выпустил свое портативное устройство для чтения электронных книг — Kindle, позволяющее загружать книги прямо с сайта Amazon без использования ПК.
Аудиоконтент давно и успешно продается в интернете, и у многих пользователей музыка перекочевала с полок на жесткие диски и флеш-накопители компьютеров и плееров, а онлайновые магазины постепенно вытесняют с рынка традиционных продавцов, в 2008 году онлайновый магазин iTunes стал крупнейшим продавцом музыки в США.
Одновременно с развитием музыкальных интернет-магазинов все большее количество музыки попадает в свободный доступ
— для прослушивания ее даже не обязательно предварительно скачивать, так что вполне вероятно, что в будущем скачивать и покупать музыку придется только для загрузки в mp3-плеер (возможно, исключение составит какой-либо уникальный аудиоконтент, хотя в настоящий момент треки «редких исполнителей» чаще как раз распространяются в сети бесплатно).
В настоящий момент практически все радиостанции имеют свои интернет-версии, причем, как правило, прослушивать можно не только эфир, но и архив передач. На таких серверах как shoutcast.com, music.aol.com, icecast.org доступны несколько тысяч радиостанций любого жанра и на десятках языков.
Существует немало музыкальных интернет-проектов, где можно бесплатно прослушать именно те композиции, которые вам нравятся,
но если, к примеру, lalа.com — это музыкальный магазин с возможностью бесплатно прослушать треки, то такие ресурсы, как last.fm, bee.fm, «Веборама», становятся все больше и больше похожи на музыкальные «социальные сети».
В огромных количествах появилась музыка и в обычных социальных сетях, на MySpace уже сейчас можно бесплатно прослушать композиции крупнейших музыкальных лейблов мира — Sony BMG Music Entertainment, Universal Music Group и Warner Music. Не исключено, что в борьбе за пользователей примеру MySpace могут последовать и другие социальные сети.
Что касается фото и видео в интернете — здесь надо разделять контент на принадлежащий пользователям и профессиональный.
Для размещения своих фотовидеоматериалов имеется масса специализированных видео- и фотохостингов — YouTube, Flickr и т. п. Впрочем, многие пользователи размещают свои фото- и видеоматериалы и в обычных сетевых файловых хранилищах типа RapidShare, MegaUpload или хранилищах, предоставляемых провайдерами ШПД. В любом случае пользователь может выкладывать материалы как в открытый, так и в закрытый доступ и просматривать их с различных устройств, подключенных к сети.
С профессиональными видеоматериалами ситуация несколько другая. На YouTube и на других видеохостингах находится множество контента, нарушающего копирайт, что не раз становилось причиной судебных исков со стороны владельцев авторских прав.
Поэтому не удивительно, что появились интернет-ресурсы, где с коммерческими продуктами теле- и кинокомпаний можно ознакомится легально.
Например, в этом году официально заработал Hulu.com — портал, транслирующий видеоматериалы более чем 50 различных телекомпаний. Пока этот сервис доступен только в США.
Многие телекомпании открыли свои собственные интернет-площадки. Есть и другие ресурсы, где можно бесплатно посмотреть профессиональные видеоматериалы: Joost, Truveo, MSN Video. Процесс «переезда» видеоконтента в интерент продолжается. В октябре этого года MTV Networks объявила о запуске интернет-ресурса MTV Music, который будет конкурировать с YouTube в области музыкального видео.
Стоит отметить, что не только телевизионное интернет-вещание стало поставщиком контента для пользователей. Большинство крупных провайдеров ШПД предлагают своим клиентам услуги Internet Protocol Television (IPTV). То есть пользователь за определенную плату получает пакет каналов, который может смотреть как на компьютере, так и по телевизору. В Москве, к примеру, за 140–400 руб. пользователь получает примерно от 70 до 130 каналов.
Главное преимущество IPTV перед традиционным телевидением — его интерактивность.
Пользователям могут быть доступны такие услуги, как Video on Demand (VoD) — видео по запросу, система индивидуальной доставки абоненту телевизионных программ или видеофильмов, Time Shifted TV — возможность заранее заказать просмотр транслируемой передачи «со сдвигом» на удобное время, Network Personal Video Recorder (NPVR) — сетевой персональный «видеомагнитофон», который позволяет записать любую из транслируемых телепередач и посмотреть ее сколько угодно раз в удобное время.
Все вышеперечисленные музыкальные, видео-, фото- и другие онлайн-сервисы позволяют смотреть и слушать контент, не загружая его на жесткий диск, что особенно важно для мобильных устройств с небольшой памятью.
Как заявила «Газете.Ru«аналитик IT-компании «Сайнер» Олеся Поддубная, «с каждым годом онлайн-сервисы занимают все более значительный сегмент интернета. Причем
рост этого тренда значительно опережает скорость развития других направлений.
Это обусловлено в первую очередь востребованностью со стороны пользователей и доступностью контента. Коммуникативная функция интернета предполагает обмен информацией и онлайн-сервисы позволяют максимально упростить эту задачу, причем речь идет о «тяжелой» информации, обмен которой подразумевает широкополосный доступ. «Интернет становится более универсальным, — продолжает аналитик. — он предлагает пользователю альтернативу классическим источникам контента. IPTV — это хороший заменитель спутниковым каналам и «кабелю», фотохостинг — прекрасная альтернатива домашним альбомам. Видеохостинг — это вообще прорыв в области обмена информацией. Причем речь идет не только о возможностях распространения контента, но и о высокой скорости его распространения».
Аналитик компании iKS-Consulting Антон Ворыхалов был более осторожен в оценках этого тренда. По его мнению, реализация новых онлайн-приложений пока еще не достигла того уровня, чтобы полноценно заменить офлайновые. «Сейчас, к примеру, даже доступ к 5 гигабайтам информации с трех разных компьютеров для рядового пользователя не является тривиальной задачей, и зачастую информацию большого объема перенести с компьютера на компьютер проще традиционным способом — с помощью флешки. Несомненно, что интернет-сервисы обладают определенным потенциалом, — говорит экспрет. —
Но с точки зрения бизнеса есть все еще немало нерешенных проблем, в частности, монетизация популярных бесплатных ресурсов, таких как социальные сети.
В условиях финансового кризиса решать эти проблемы станет еще сложнее».
Что касается онлайновой работы с документами, то на данный момент лидером в этой области является Google cо своими сервисами Google documents, Google gears, почтой, календарем, блокнотом и прочими интернет-приложениями. Другой гигант ИТ-индустрии, компания Microsoft, также начал действовать в этом сегменте рынка — этой осенью на конференции разработчиков PDC2008 компания представила набор веб-приложений для работы с документами. В него входят онлайновые версии таких известных продуктов, как Word, Excel, PowerPoint и OneNote.
Для использования этих сервисов пользователю потребуется только браузер. Среди поддерживаемых браузеров — Internet Explorer, Firefox и Safari. Продукт планируется выпустить в начале 2010 года, то есть уже после выхода новой ОС Windows 7. Для частных пользователей веб-приложения будут распространяться через службу Office Live, для корпоративных — через хостинговую подписку и существующие лицензионные программы. Аналитики считают, что выпуск нового продукта — это попытка потеснить Google и IBM с рынка онлайновых офисных приложений.
Онлайновые офисные пакеты — лишь один из аспектов применения Software as a service (SaaS, программного обеспечение как услуги),
модели предложения программного обеспечения потребителю, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение, размещает его и управляет им, давая возможность заказчикам использовать его через интернет. Заказчики платят не за владение программным обеспечением, а за его использование. И хотя разговоры о SaaS ведутся довольно давно, разразившийся финансовый кризис как раз может подтолкнуть компании к использованию SaaS с целью минимизации своих расходов.
По мнению аналитиков компани Gartner, к 2012 году рынок такого ПО «по требованию» вырастет более чем вдвое по сравнению с 2007 годом. Наиболее крупный сегмент SaaS-рынка — ПО для совместной работы и общения, системы управление взаимодействия с клиентами (CRM). А самым быстрорастущим направлением обещает стать сегмент офисных приложений и цифрового контента.
Как считает Олеся Поддубная, «интернет берет на себя часть функций рабочих станций, тем самым упрощая жизнь пользователю. Теперь необязательно иметь мощный компьютер, чтобы работать со всеми видами контента, достаточно простой машины. Это явление подтверждает большой объем продаж молодой и бюджетной линейки ноутбуков Asus eePC».
Электронная промышленность реагирует на этот тренд достаточно медленно, но, тем не менее, реагирует. Производители постепенно смещают свое внимание в сторону мобильных устройств. К этому их подталкивает и статистика продаж. Так, например, аналитическая компания IDC сообщила, что
в III квартале 2008 года впервые доля продаж ноутбуков на рынке США превысила 50%, то есть ноутбуки обошли по популярности настольные ПК.
Уже не раз отмечалось, что после рыночного успеха нетбука Asus ЕeePC и выпуска компанией Intel мобильной платформы Atom большинство вендоров объявили о своих планах по производству нетбуков. Даже компания Apple, не работающая в бюджетном сегменте рынка, по мнению аналитиков компании Technology Business Research, может в 2009 году выпустить подобное устройство.
Не оспаривая большой рыночный успех разнообразных мобильных устройств, Антон Ворыхалов отметил проблемы, с которыми пока сталкиваются пользователи мобильных компьютеров, а именно «тяжеловесность» Windows Vista, установленной на большинстве ноутбуков, и маленький ресурс работы от аккумуляторов.
Среди портативных устройств, позволяющих работать с веб-сервисами, в отдельную группу стоит выделить смартфоны и коммуникаторы.
Эксперты из компании Canalys подсчитали, что за первые 3 квартала 2008 года общее количество проданных устройств этого класса увеличилось на 28% по сравнению с 2007 годом и составило 39,85 млн штук. На сегодняшний день это один из самых динамично развивающихся сегментов ИТ-рынка.
С развитием ШПД рынок онлайн-сервисов и веб-приложений переживает очевидный рост, причем в самых разнообразных областях. Развиваются как гигантские проекты, такие как Google maps, так и малобюджетные, например, разнообразные расширения для браузеров. Объединяет их то, что для работы с ними, как правило, хватает мощности нетбуков и смартфонов.
Подведем итог: улучшение потребительских характеристик мобильных устройств, увеличение числа клиентов операторов ШПД, появление скоростных беспроводных протоколов связи — все это будет только увеличивать количество онлайн-сервисов, которые, в свою очередь, сильно изменят в ближайшие несколько лет наше представление о том, каким должен быть современный компьютер.