Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК) подала в суд на интернет-портал Mail.Ru. Иск в Арбитражный суд Москвы был подан в связи с нарушением ответчиком авторских прав на интеллектуальную собственность. Как заявляют истцы, на видеосервисе Mail.Ru выложены целые фильмы, собственником которых является ВГТРК.
Главный редактор телеканала «Вести» и куратор дирекции интернет-сайтов ВГТРК Дмитрий Медников в комментарии «Газете.Ru» пояснил, что юридические службы компании внимательно следят за всеми случаями потенциального и реального нарушения авторских прав, и этот иск вовсе не является чрезвычайным событием. «Все это не направлено против Mail.Ru. У нас с ними много совместных проектов.
Дело в том, что сложилась определенная практика, когда авторские продукты, сделанные каналами — производителями контента, размещаются в сети без согласования с ними. Это касается и других хостингов, не только Mail.Ru. Это дело – вопрос установления определенных правил игры на рынке.
Мы пытаемся защитить права на свой видеоконтент», — отметил Медников.
Холдинг ВГТРК, как заверил Медников, настроен на конструктивное сотрудничество и сохранение партнерских отношений как с Mail.Ru, так и с другими порталами, к которым могут быть предъявлены аналогичные претензии.
В Mail.Ru между тем отметили, что давно и активно сотрудничают с ВГТРК и действительно делают совместные спецпроекты, но никаких претензий или исковых заявлений от компании не получали. Представители интернет-портала полагают, что смогут урегулировать дело мирным путем.
Юристы, комментируя ситуацию, отмечают, что на использование продукта требуется согласие правообладателя. «Законодательство защищает права правообладателя. В данном случае вопрос, вероятно, можно решить, если удастся прийти к компромиссному варианту, договориться и, например, выделить перечень продуктов, которые не могут свободно распространяться в сети, — считает юрист, партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. — Различные видеохостинги представляют собой, по сути, своеобразные базы, где пользователи могут обмениваться информацией. И если говорить о согласовании с каждым правообладателем, то интернет тогда вообще можно отключать, поскольку весь интернет-контент может оказаться под угрозой.
Нужно вырабатывать какое-то разграничение, чтобы стало понятно, какие материалы могут быть общедоступными, а какие могут использоваться только с согласия правообладателя».
Поданный иск, как отмечают эксперты, является проявлением давнего спора между производителями контента и агрегаторами. «Средства массовой информации делятся на две части: на тех, кто первичное содержание производит, и на тех, кто этого не делает. Те, кто производит контент, находятся заранее в более тяжелом положении. Они создают службу производства качественного продукта, вкладывая в это очень большие деньги, — отмечает заместитель руководителя службы финансово-экономической информации агентства «Интерфакс» Юрий Погорелый. – Мы оказываем любезность агрегаторам, предоставляя им контент, а не они нам, используя наши материалы». По его мнению, многие привыкли, что в России информация ничего не стоит и ее можно копировать на свой сайт.
Многие новостные издания страдают от деятельности так называемых «копипастеров» (от англ. copy – копировать, и paste – вставлять, приклеивать). Так на профессиональном жаргоне называют издания, которые берут чужую информацию и выкладывают ее на своих сайтах, тем самым нарушая авторские права. От такой практики в первую очередь страдают издания, которые производят качественный контент, поскольку у них фактически отбирают аудиторию и, по сути, прибыль от рекламы. «Это огромная проблема. Средства массовой информации вкладывают огромные деньги в создание продукта. Потом появляются другие СМИ, которые просто копируют и тем самым подрывают рынок, — считает гендиректор ИД «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев. – Кроме того, существует эффект испорченного телефона, когда меняется контекст и создается совершенно другой продукт».
Сумму потерь от воровства контента участники рынка назвать затрудняются, однако отмечают, что речь идет о десятках миллионов долларов.
Правообладатели стараются бороться с воровством контента различными способами. В апреле этого года на конференции «Интернет и бизнес» ведущие средства массовой информации – ВГТРК, ИД «Коммерсантъ», «Газета.Ru», международная информационная группа «Интерфакс», РИА «Новости», Sports.Ru – договорились о совместной разработке мер по защите авторских прав на создаваемые ими текстовые, фото-, аудио-, видео-, флеш-материалы, рисунки и другой контент. По мнению авторов соглашения, основной упор должен быть сделан на массовые нарушения авторских прав в интернете. Предполагалось, что в течение 2008-2009 годов СМИ совместно выработают общие принципы подхода к использованию материалов в интернете, а также создадут юридические и технологические инструменты мониторинга за фактами нарушения отраслевых правил и норм российского законодательства.
Однако в ВГТРК решили не ждать и обратились в суд. «Мы следуем духу этого соглашения. Есть определенная процедура, по которой действует наша юридическая служба. Она осуществляет свою деятельность независимо от каких-либо подписанных соглашений, — заметил в комментарии «Газете.Ru» Медников. – Иск к Mail.Ru, вместе с тем, является одним из действий, направленных на решение проблемы. Кстати, ни один из видеохостингов не принял каких-либо мер в связи с появлением этого соглашения».
Представители влиятельных средств массовой информации действия ВГТРК поддерживают. «Иск к Mail.Ru – это первая ласточка. Это одна из целого комплекса мер, которые должны быть приняты вследствие нарушения авторских прав, — заметил Кудрявцев. – Судится один реальный пострадавший, один из участников рынка. Другие его поддерживают, чтобы все понимали, что они имеют дело со всем медиасообществом». Важно, чтобы это стало прецедентом, отмечают игроки рынка. «Важен не размер компенсации, важен принцип. За воровство нужно отвечать», — отметил Погорелый.