По оценкам аналитиков из Json & Partners, во втором квартале 2008 года московский рынок домашнего широкополосного доступа увеличился на 72 тыс. подключений, и по состоянию на конец июня его общий объем составил более 2,17 млн подключений — 47,5% домохозяйств.
Можно ли при таких цифрах считать московский рынок насыщенным?
Представители крупнейших операторов ШПД (широкополосного доступа) и эксперты высказали свое мнение.
«Действительно, в Москве рынок интернет-доступа близок к насыщению: если сегодня проникновение составляет более 50%, то уже через год-два, по прогнозам, оно достигнет 75–80%», — соглашается пресс-секретарь «Комстар-ОТС» Екатерина Невская (компания «Комстар-ОТС» предоставляет доступ в интернет под брендами «Стрим» и MГТС). По ее прогнозам, уже в следующем году в Москве не будут набираться новые абоненты: «Будет только осуществляться переток абонентов от одного оператора к другому».
Руководитель пресс-службы компании «Акадо-Столица» Дмитрий Захаров в интервью «Газете.Ru» высказал сходное мнение: «В Москве уже к концу этого — началу следующего года будет подключено большинство желающих».
Однако не все аналитики, опрошенные «Газетой.Ru», согласились с представителями компаний.
Эксперт компании IMHO VI Олег Николаев считает, что о насыщении рынка ШПД говорить пока рано: «Оно может наступить только в момент, когда скорость повсеместного беспроводного бесплатного доступа сравняется с проводной». В перспективе, считает эксперт, серьезную конкуренцию проводным провайдерам будут составлять мобильные операторы, однако «произойдет это нескоро».
Борис Гулидов, ведущий аналитик IDC, согласился с мнением участников рынка, он также считает, что московский рынок ШПД близок к насыщению. Аналитик IDC обратил внимание на то, что «возросла миграция абонентов от оператора к оператору. В Москве в некоторых случаях коэффициент оттока абонентов превысил 20%. Во многих районах города абоненты имеют возможность выбора между тремя-четырьмя интернет-провайдерами».
На какие шаги пойдут крупнейшие операторы ШПД в новых условиях, чтобы удержать существующую абонентскую базу и даже нарастить ее?
Что они предложат клиентам и возможно ли снижение стоимости услуг провайдеров?
«Никто не собирается сейчас в Москве бороться за потребителя, снижая цены. В условиях финансового кризиса дальнейшее снижение цен на услуги будет означать, что компания, которая снижает цены, готова работать себе в убыток», — говорит представитель «Акадо-Столица» Дмитрий Захаров. Однако, по его словам, иногда демпинг все же встречается: «Как ни странно, такие компании сейчас на рынке есть. Они говорят о том, что, согласно их стратегии, уровень ARPU (среднемесячный доход с потребителя услуг) в премиальном сегменте составляет около $15, а в массовом — около $5. Нам такое понимание не близко. Цель нашего бизнеса — давать клиентам хороший сервис и обеспечивать высокую рентабельность бизнеса для владельцев компании. Мы это делаем».
Со слов Дмитрия Захарова, цель работы «Акадо» в том, чтобы максимально расширить предложение по различным типам услуг.
Сейчас в компании драйвером роста считают цифровое ТВ: «Качество эфирного телевидения снижается, вслед за этим падает и его популярность.
— говорит Захаров. — Цифровое телевидение не настолько дорого, чтобы обычный житель Москвы не мог подключить его себе. А качественный скачок при переходе от бесплатного эфирного ТВ к платному кабельному — он принципиальный. Все операторы на рынке понимают, что заработать дополнительные 5–10–15 долларов к ARPU можно только на услуге, которая может пользоваться таким же спросом, как скоростной доступ в интернет. Такая услуга — цифровое телевидение. Она может стать даже более массовой, чем доступ в интернет. Потому что телевидение вообще пока еще более массовый продукт. И здесь в выигрыше оказывается тот оператор, у которого есть возможность с максимальным качеством и максимальной эффективностью оказать на рынке услуги цифрового телевидения. Таких операторов немного. Это ряд спутниковых операторов и мы». Будущее, безусловно, за развитием телевизионных услуг, дополнительных телевизионных сервисов, резюмирует Захаров.
Пресс-секретарь «Комстар-ОТС» Екатерина Невская рассказала, что в условиях насыщения рынка собирается предпринять крупнейший московский оператор ШПД: «В этой ситуации мы рассчитываем на серьезные программы лояльности и широкий спектр услуг, когда пользователю предлагается не только интернет, но и ТВ, в том числе HDTV, и телефония, и другие дополнительные сервисы, например, доступ к порталу «Стрим-24», причем в одном пакете». По ее мнению, для потребителя в дальнейшем будут важны не скорость доступа в интернет, а комфорт в получении и пользовании услугами.
А вот старший вице-президент компании «Корбина Телеком» Александр Малис высказал несколько иную точку зрения:
«Тарифные войны будут продолжаться. Их время еще не прошло. Но они будут принимать другие, более сложные формы, чем прежде».
По поводу работы операторов ШПД в условиях насыщенного рынка Александр Малис заметил: «В дальнейшем будут активнее развиваться многие услуги.
Сейчас акцент нужно сделать на развитии внутренних ресурсов и игровых порталов. При этом важно не только количество услуг, предоставляемых провайдером, но и их качество, насыщенность контентом и возможностями.
Активно будут развиваться услуги в комплексе — я говорю про Triple Play (передача данных, голоса и видео в сетях интернет-провайдеров) ».
Мнения экспертов также разделились. Если относительно того, какие сервисы будут развивать московские провайдеры в ближайшее время, у экспертов единое мнение, то по поводу ценовой политики их позиции различаются. Борис Гулидов из IDC считает: «Конкуренция будет вестись в таких плоскостях, как качество и содержание пакета предоставляемых услуг, тарифные планы, возможности сети и зона покрытия». Перспективы операторов эксперт видит в «развитии услуг Triple Play на основе ШПД и применении широкого спектра технологий доступа». По прогнозам IDC, в сегменте частных пользователей операторы по-прежнему будут вынуждены сохранять невысокие тарифы, чтобы удержать имеющихся и привлечь новых абонентов. «В будущем стоит ожидать развития контентных услуг на основе ШПД.
Речь идет о видео по запросу, телевидении высокой четкости, онлайн-играх. Кроме того, провайдеры вскоре будут обязаны предоставлять музыкальный контент, сооружать информационные порталы, обеспечивать абонентов бесплатной антивирусной поддержкой», — заключает эксперт.
«Расширение услуг будет продолжать идти в направлении Triple Play, в первую очередь за счет ТВ», — соглашается с коллегой Анна Зайцева, эксперт УК «Финам Менеджмент». По ее мнению, помимо новых услуг провайдеры будут бороться и за качество существующих. «Все же периодически возникают перебои со связью, однако следует признать, что сейчас эти проблемы перестают быть систематическими», — утверждает эксперт.
В существенное снижение цен на рынке Зайцева тоже не верит: «С учетом инфляции их снижение вряд ли составит более 10%».
А вот эксперт компании IMHO VI Олег Николаев с таким утверждением не согласен:
«Цена на доступ может вполне снизиться и до нуля (в случае появления, например, рекламной модели монетизации абонентской базы, как уже сейчас происходит в местах общественного доступа)».
Он также предполагает, что вскоре уже все потребители могут ожидать от провайдеров такую услугу, как «видео по запросу», трансляцию телеканалов в HD, доступ к нишевым файлообменникам и удобным прикладным программам и сервисам.