На этот раз авторы обращают внимание игрока на жизнь обитателей гетто вымышленного города Los Santos (Los Angeles, LS). Штат SA состоит еще из двух очень разных вымышленных городов — San Fierro (San Francisco) и Las Venturas (Las Vegas).
С точки зрения сюжетной линии, новая GTA очень хороша. Игрок получает в более или менее полное распоряжение Карла Джонсона (Carl Johnson), которого в районе все называют для краткости Си Джеем (CJ). Сюжет начинается с того, что CJ узнает от своего старшего брата Шона (кличка Sweet) об убийстве матери и возвращается (после 5-летнего отсутствия) в LS не откуда-нибудь, а из Liberty City (для тех, кто не знаком с серией GTA, отметим, что именно в этом городе происходило действие GTA III). CJ выходит из аэропорта в широких джинсах с коричневым ремнем, белой майке и с чемоданом. Он садится в такси, через несколько минут такси останавливают полицейские, пересаживают Карла в свою машину, а мексиканца с такси отпускают (багаж весь остается там).
У Карла отбирают все деньги, немного припугивают («Ты ведь нас не забыл, парень, не так ли?») и на ходу выбрасывают из машины, до родного квартала он добирается на велосипеде.
«Grove Street — мой дом. По крайней мере, так было, пока я не облажался», — говорит Карл.
Позже он решит остаться и поправить дела в районе, а заодно и во всем SA. Карл как следует приоденется в окрестных магазинах («Посмотри на себя, ты нас всех позоришь, оденься нормально и постригись!» — говорил ему один из четырех самых влиятельных людей на Grove St. Ланс Уилсон по кличке Ryder), сменит несколько стрижек, подкачает мускулатуру, сделает множество татуировок, поработает над выносливостью, объемом легких и научится стрелять почти из всех видов огнестрельного оружия, если вы того захотите.
В новой версии GTA, в отличие от предыдущих, у главного героя есть показатели, определяющие навык владения оружием, выносливость, привлекательность, степень ожирения, уважение окружающих, умение управлять различными транспортными средствами и др. Эти показатели можно улучшать.
Занятия в спортивном зале не превращаются в сплошное занудство, хотя, конечно, довольно глупо жать с остервенением на левую кнопку мыши и пробел (по умолчанию), чтобы Карл отжимал от груди штангу. Еще в спортивном зале учат приемам, которые дают серьезные преимущества в уличных драках. Этого не было в предыдущих версиях GTA, равно как одежды и стрижки. Еще одно нововведение: теперь у игрока могут быть подружки, их нужно водить на свидания (за отображение того, как продвигается дело с каждой из них, отвечает один из бесчеловечных показателей — «прогресс с Дэнис», «прогресс с Мили»). Дэнис, например, в знак своего высшего расположения к Карлу подарит ему сутенерский костюм.
Помимо перечисленного в SA можно воевать за отдельные районы LS и брать себе помощников из своей банды (сколько можно взять в команду, зависит от уважения к вашему персонажу).
Происходит все дело так: вы приезжаете в нужный район и убиваете несколько местных. После этого вас ждет три «волны».
Из воздуха в три захода появляются члены конкурирующей организации, которых нужно перебить без использования машин. Бегают они колоннами (с искусственным интеллектом противников в игре всегда было туговато, они могут, например, застрять в заборе, не найти дорогу до цели, пытаться перейти дорогу вместо того, чтобы стрелять, и т. д.), и убить их не составит труда. К сожалению, ваши союзники тоже умом не отличаются и постоянно мешаются под ногами. Другие банды, в свою очередь, время от времени совершают набеги на ваши территории.
Таким образом, с точки зрения геймплея, мы имеем дело с довольно ощутимыми изменениями со времен выхода «GTA:Vice City». Графический движок игры при этом практически не поменялся.
Пересказывать сюжет полностью, а он здесь самый сильный и длинный из всей серии игр GTA, не станем. Будут, как обычно, резкие повороты: сегодня вы помогли своему району подняться, вас уже немного уважают, собран приличный арсенал, а завтра вы оказываетесь в тихом пригороде на заднем сиденье полицейской машины с мешком на голове, и все приходится начинать чуть ли не с начала — помимо этого будет много фарса. Карлу придется научиться управлять вертолетами и самолетами (этому учат в одной из школ в SA, еще можно, например, научиться хорошо водить), «гарцевать» на автомобиле, совершать квартирные кражи, водить грузовики, надолго задерживать дыхание под водой, подходить к вопросу «штурма» некоторых зданий с тактической точки зрения (нужно уже не просто убить всех, кого увидишь, а убить их всех по одному, не поднимая шума), управлять реактивным летательными аппаратом, который надевается на спину, как рюкзак (по сюжету это секретный проект военных Black Project стоимостью $60 млн, весь этот фарс — пародия на всякую фантастику, еще будут баночки с зеленой жидкостью, которые необходимо отбить у военных, — блестящие идеи будут исходить от странного субъекта по кличке The Truth, которому Карл будет помогать жечь большой огород с марихуаной).
Также будут в игре издевательства над теориями заговора («Гитлер не отравил себя» и проч.), они будут связаны с персонажем Майком Торино (Mike Toreno) и с тем же The Truth, первого блестяще озвучил Джеймс Вудс.
Торино — правительственный агент, он будет связываться с Карлом при помощи громкоговорителей, установленных в самых неожиданных местах (развалившийся сарай на вершине горы и др.), давать указания, а также успокаивать его: мол, ну и ладно, что на истребителях ни разу до этого не летал, все это детские шалости; при этом он любит расписывать в подробностях, что сделает с братцем Карла, Шоном, очередной громила, которого на днях поместили к нему в камеру, чтобы Карл охотнее брался за очередное безумное задание.
Еще будет Триада под руководством слепого мафиози Woozie, который хорошо стреляет, в его адрес Карл отпустит немало сальных шуточек.
Будет итальянская мафия, на этот раз ее совсем мало, да и появляется она в основном в связи с тем же Liberty City. Еще будут вьетнамцы, продажный поляк-полицейский Pulanski, выходцы из латинской Америки, которые обильно посыпают свою речь ругательствами на испанском, двое англичан с характерным акцентом, опять будет адвокат-наркоман Кен Розенберг (просто вышедший из фильма «Путь Карлито») и множество других интересных «декораций» к главной сюжетной линии. А она после того, как Карл обзаводится прибыльными заведениями уже почти во всем SA, приводит его обратно на Grove St.
Карл забирает брата из тюрьмы (Торино все же не полный псих и помогает Шону), он рассказывает Шону о том, как хорошо идут его дела в городе. Шон говорит Карлу примерно следующее: «Ты всегда бежал от настоящего. Мы там выросли, на Grove St. Это чертовски важно. Важнее всего остального».
— Да, а что гетто сделало такого для меня? Там всегда было хреново. Каждый мечтает оттуда выбраться.
— Ты там родился! Черт. Там наша жизнь началась, там, по всей видимости, и кончится. Не забывай, откуда ты родом, ты, зазнавшийся засранец, так тебя и так!
Всему этому делу еще расти и расти, но это уже большой шаг вперед для GTA. Игра не заканчивается вместе с главной сюжетной линией. Так было и раньше.
Переходим к грустному — к графике. Графический движок не изменился со времен Vice City, разве что картинка на экране размазывается, когда игрок быстро едет по дороге.
Персонажи настолько угловатые, что иногда просто не веришь своим глазам, приходится перепроверять, какой на дворе год. Да, конечно, игра портирована с приставки, и это многое объясняет, и новые, пока только анонсированные приставки, как ожидается, сильно перегонят обычные ПК, но на данный момент расстановка сил не в пользу приставок, и это заметно. К примеру, если повести подругу в закусочную, то она к своему квадратному лицу будет подносить еду с ножа, да и вообще будет пользоваться для еды двумя ножами.
Зато анимированы персонажи очень хорошо: если взять для примера CJ, то можно сказать, что двигается он так, как должны двигаться настоящие гангстеры из гетто.
Несмотря на указанные недочеты, атмосфера передана идеально, в жаркие дни можно увидеть марево от раскаленного асфальта, а города весьма похожи на свои реальные прототипы. В Las Venturas полно красочных казино, город расположен в пустыне. В гористом San Fierro — как его назвал The Truth, «городе психоделических снов» — постоянно туман.
Звук. Персонажи озвучены очень хорошо. Кроме Вудса в проекте участвовал Самюэль Л. Джексон (продажный полицейский Tenpenny) и очень хорошо озвучен главный герой (Крис Беллард).
Также в проекте участвовали многие известные рэпперы — Ice T, The Game и др. По традиции в игре есть множество радиостанций. Композиции для них записывали популярные музыкальные группы, а диджеи по-прежнему пытаются шутить — иногда удачно, иногда не очень, а вся реклама на радио — сплошное издевательство. Например, можно услышать рекламу примерно такого содержания:
мужской голос, как тот, которым озвучивают рекламные ролики фильмов для кинотеатров: «Брак может показаться вечностью!»
Женский голос: «Но ты, козел! Что ты делал с моей сестрой в том отеле?»
— Нужно разрядить обстановку. Остудите эту дуру при помощи «Льда»! Брильянт вечен, а вот ваши отношения — не факт. Брильянт — это любовь, застывшая во времени! К счастью, большинство женщин — пустышки, которые слишком привязаны к материальному.
— Ого, брильянт! Так ты меня действительно любишь!
— Ничто так не говорит «я люблю тебя», как отшлифованные куски углерода, добытого рабами в Анголе.
— Я даже не помню, за что злилась на тебя!
— Страсть. Ее можно купить. «Лед» еще есть на складе, очень дорого.
В новой GTA радио звучит немного по-разному в зависимости от машины, при модификации машины можно даже поставить в салон сабвуфер.
Есть и скверно озвученные персонажи. Яркие примеры — рэппер-неудачник OG Loc и Catalina.
Это, безусловно, комические персонажи, людям, их озвучивавшим, надо было переигрывать, но они произносят текст с такими интонациями (особенно Catalina), что становится не по себе. В GTA всегда так было — видимо, это фирменный стиль.
Итак, «GTA:San Andreas» — очень длинная и отлично сделанная во всем, кроме очень слабой графики и искусственного интеллекта, игра. Пожалуй, даже лучшая в серии.