Среди огромного количества мусорной электронной почты, в последние месяцы заметно выросла доля предложений купить сотовый контракт. Многие из таких предложений выглядели просто фантастически — в стиле «заплатите $10 и получите $20 на счету». Но это не было мошенничеством. Точнее не было мошенничеством по отношению к клиентам. Но в ряде случаев дилерские фирмы залезали в карман операторов сотовой связи.
Как известно, за каждого подключенного абонента салоны сотовой связи получают от соответствующего оператора некоторое вознаграждение. Этим вознаграждением они делятся с клиентом, снижая продажную цену контракта. Продавая больше контрактов, дилеры оказываются в выигрыше. А у сотовых операторов растет количество «мусорных» абонентов, не вносящих новый платеж после окончания месяца или исчерпания первой карты предоплаты.
В некоторых случаях таким клиентам удается до отключения уйти в минус, дополнительно «раскулачив» оператора. По словам коммерческого директора «МегаФон-Москва» Элдара Разроева, это относится не только к кредитным тарифным планам. Иногда даже в тарифах с обязательной предоплатой у некоторых оператов отключение происходило не сразу после обнуления счета.
Несколько недель назад московский «МегаФон» первым снизил дилерские комиссионнные по некоторым тарифам (это коснулось, например, ряда тарифных планов семейства «Прием»). Мегафоновцы были убеждены, что «Би Лайн» и МТС вскоре последуют их примеру. Так и случилось. Кстати, представители операторов отрицают предварительный сговор.
В результате прибыли московских салонов связи заметно снизились. Представители этих компаний выступили в прессе с апокалиптическим прогнозами, обещая разорение чуть ли не 30% салонов до конца года.
Опасения усиливаются из-за ожидания сотового «насыщения» в столице. Сегодня мобильной связью пользуются более 7 млн из 15 млн жителей московского региона. И операторы говорят, что замедление роста рынка, которое давно уже предсказывают аналитики, теперь началось. Это значит, что контрактов на сотовую связь будет продаваться все меньше с каждым месяцем. В подобных условиях можно ожидать уменьшения числа точек продаж и монополизации рынка.
Впрочем, первый вице-президент «ВымпелКома» Николай Прянишников оценивает перспективы торговли мобильной связью в Москве достаточно оптимистично: «Рынок уменьшится по подключениям, но останется продажа телефонов и аксессуаров, миграция на новые тарифные планы». По его мнению, число салонов связи в столице (сегодня достигшее 3000, без учета незарегистрированных компаний) больше увеличиваться не будет, Можно даже ожидать некоторого сокращения — но оно вряд ли будет существенным: «люди уже привыкли не ездить в офисы операторов связи, а покупать все у ближайшего метро». При этом, как считает, первый вице-президент «ВымпелКома», отнюдь не очевидно, что выживут в основном крупные сети — «небольшие компании тоже умеют эффективно вести бизнес».
Иных слов от представителя операторской фирмы было бы трудно ожидать. Тем более от топ-менеджера публичной компании, акции которой котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Такие люди редко выдают печальные прогнозы.
Впрочем, есть шанс, что замедление рынка не будет слишком резким. Ссылаясь на аналитиков, Прянишников ожидает, что рост сотового рынка в столице существенно замедлится, когда доля москвичей, имеющих сотовые телефоны, достигнет 60%. После этого процент «проникновения» будет замедлится, и будет постепенно дорастать до восточноевропейских 70%.
Но, по оценкам экспертов, кроме 15 млн зарегистрированного неселения в Москве и Подмосковье есть еще около 2 млн неучтенных жителей. Это может несколько отодвинуть насыщение рынка — хотя, конечно, среди незарегистрированных жителей больше молдавских и узбекских строителей, чем обеспеченных людей.
Представители дилерский компаний смотрят на происходящее гораздо более мрачно. «Гораздо труднее стало работать, — говорит знакомый продавец сотовой палатки на «Речном вокзале». — А если еще это их «насыщение» начнется... Кому насыщение, а нам — пояса затягивать».