Исполнительный директор Ассоциация больших данных (АБД; объединяет «Яндекс», Mail.ru Group, Сбербанк, Газпромбанк, «МегаФон», «Ростелеком» и др.) Алексей Нейман прокомментировал инициативу о создании проекта кодекса этики использования big data.
«Мы считаем, что сегодня регулирование российского рынка больших данных избыточно и даже вредно по ряду причин.
Во-первых, большие данные - это инструментарий для различного рода конечных продуктов, поэтому регулировать середину процесса – это неправильно с точки зрения единства и последовательности законодательства. Во-вторых, в мировой практике нет четкого определения понятия больших данных, и в-третьих, российский рынок больших данных только формируется, и жесткое регулирование будет сдерживать его развитие», - отметил Алексей Нейман.
Он рассказал, что одна из приоритетных задач ассоциации - формирование цивилизованного и открытого рынка big data, создание прозрачных условий для его развития. Для этого необходимы нормы и правила, понятные и прозрачные для всех игроков рынка. Необходим инструмент саморегулирования, особенно с учетом того, что регулирование в России как правило серьезно отстает от развития технологий и рынка.
В этих целях формируется кодекс этики использования данных, над которым в настоящее время работают эксперты АБД, ИРИ, Медиакоммуникационного союза. Документ в том числе направлен на повышение осведомленности граждан о технологиях обработки данных и форматах отраслевого взаимодействия между участниками рынка. «Кодекс этики будет открытым и «живым» документом, в который могут вноситься корректировки и дополнения с учетом рыночных изменений», - добавил Алексей Нейман.
Документ будет состоять из трех блоков:
- декларативная часть — описания того, что игроки рынка считают правильным, а что — неприемлемым;
- регламентная часть, которая касается в том числе создания общественных институтов по тематике (разъяснение о том, кому необходимо использование больших данных);
- «белая книга», в которую войдет набор лучших практик по внедрению big data и которая обеспечит возможность определять лучшие практики использования данных, создаст рычаг для развития рынка данных и поможет другим отраслям с большим доверием относится к тем алгоритмам, которые уже работают и применяются в отраслях-передовиках.