В рамках Петербургского международного экономического форума состоялась сессия «Саморегулирование vs. Государственный контроль. Как стимулировать потребление легального контента?» В рамках сессии обсуждались насущные вопросы, связанные с антипиратским законодательством в России.
На текущий момент по разным оценкам проникновение интернета в России составляет около 75% (порядка 90 млн человек) от взрослого населения (16+) страны. При этом основным трендом последних лет является рост мобильного трафика. В этом контексте, когда любой пользователь может комфортно потреблять интернет-контент, проблематика пиратства стоит особенно остро.
В дискуссии приняла участие член Совета директоров Rambler Group и независимый член совета директоров «РТ-Развитие бизнеса» Екатерина Лапшина, которая рассказала о борьбе с пиратством в сфере трансляции спортивных мероприятий.
«Со спортивным трансляциями ситуация, пожалуй, самая сложная. Для нас это, конечно очень актуально, потому что уже с августа онлайн кинотеатр «Окко» эксклюзивно начнет транслировать матчи английской премьер-лиги, и для российского рынка это первый прецедент, когда все права на трансляцию такого рода контента приобрел именно онлайн-кинотеатр», — рассказала Лапшина.
Она добавила, что в этом процессе критически важна именно скорость.
«И, к сожалению, нормы действующего меморандума [«антипиратского» — Газета.Ru] не позволяют сделать ничего. Два-три часа реагирования, это ситуация, при которой матч уже прошел, все уже случилось, а мы все еще ищем пиратов и пытаемся их блокировать», — отметила она.
Лапшина подчеркнула, что практически во всех цивилизованных странах есть автоматизм этой блокировки, которая происходит за несколько минут.
«Если мы этого эффекта не добьемся, то у нас не будет возможности нормально монетизировать контент», — заключила спикер.
Также Екатерина Лапшина подняла важный вопрос информирования пользователей о наличии в стране легальных площадок для просмотра медиаконтента.
«В опросах мы спрашиваем у пользователей — почему вы не платите за контент. Люди отвечают нам примерно следующее — меня все устраивает в бесплатном просмотре, при этом не различая просмотр пиратский и непиратский. Таких ответов 80%. При этом 40% пользователей говорит о том, что для них нет барьеров, они воспользуются сервисом, если их устроит цена. То есть это 40%, это уже достаточно большая цифра, чтобы с ней работать. Еще половина пользователей говорит о том, что вообще не знает о существовании легальных сервисов», — заявила Лапшина.
Екатерина Лапшина также прокомментировала ситуацию с отсутствием механизма блокировки доменов в поисковой выдаче.
«Мы будем создавать ценность предложения для пользователей годами, но если мы, например, будем гоняться все время за ссылками, и из выдачи не будут удаляться домены, что сейчас является одним из принципиальных разногласий по тексту предполагаемого законопроекта, то мы будем бегать за собственным хвостом в то время, как уже будут формироваться другие нелегальные предложения на других устройствах и в других средах», — сообщила спикер.
«Хочется отметить три столпа — во-первых, создание ценности, на которое мы влияем, во-вторых, информирование и меры по борьбе, на которые мы можем влиять в меньшей степени, но хотели бы максимально усилить ответственность всех участников по цепочке доставки контента — от операторов связи, которые дистанцируются от этого процесса до непосредственно рекламодателей и их саморегулируемых организаций», — заключила Лапшина.