Как сообщает Reuters, позиция Вестагер противоречит планам некоторых членов ЕС по созданию собственных правил для технологических корпораций, но на деле бигтех в Европе могут ждать гораздо более жесткие регуляторные требования.
«Принцип страны происхождения», изложенный в проекте Закона о цифровых услугах, означает, что ответственность за регулирование Apple, Google и Facebook останется за Ирландией, так как на ее территории находятся европейские штаб-квартиры этих компаний, а надзор за деятельностью Amazon сохранится в ведении Люксембурга.
Ранее Франция и несколько других стран Европейского союза заявляли о намерении расширить понятие данного принципа, опасаясь, что правоприменение, находящееся в ведении только двух стран, может замедлить процесс принятия решений.
В то же время, Ирландия уже сейчас подвергается критике партнеров по ЕС из-за недостаточно оперативного рассмотрения дел против транснациональных ИТ-корпораций.
Член Европарламента Кристель Шальдемос, которая курирует разработку DSA и имеет право вносить в него поправки, поддерживает предложение Маргрет Вестагер. При этом, Шальдемос предлагает включить в законопроект запрет на рекламу, построенную на использовании ИТ-гигантами рекомендательных сервисов.
«Таргетированная реклама, основанная, например, на вашем поведении в Facebook, должна прекратиться. Следует оставить только классическую коммерческую рекламу», – заявила она.
Шальдемос в ближайшие два месяца надеется доработать свои поправки совместно с другими европейскими законодателями, чтобы в дальнейшем обсудить их странами ЕС и прийти к общему решению прежде, чем предлагаемые правила будут реализованы на практике.
После недавнего шестичасового отключения Facebook, Маргарет Вестагер также подчеркнула важность присутствия большего числа игроков на цифровом рынке. На решение этой проблемы направлен Закон о цифровых рынках (DMA), также разрабатываемый ЕС в настоящее время.
«Этот инцидент продемонстрировал необходимость добросовестной конкуренции, – написала вице-председатель Еврокомиссии в своем Twitter. – Альтернативы и выбор на рынке технологий просто необходимы, нельзя полагаться исключительно на нескольких крупных игроков, кем бы они ни были».
Для России возможность напрямую взаимодействовать с иностранными технологическими компаниями актуальна не меньше, чем для ЕС, но в отличие от Европы, на территории нашей страны отсутствуют офисы цифровых гигантов, наделенные какими-либо правовыми полномочиями.
Однако с 1 января 2022 года согласно закону «о приземлении» иностранные онлайн-площадки с суточной аудиторией более 500 тыс. пользователей должны будут открыть в РФ свои официальные представительства. За неисполнение этого требования российскими правилами предусмотрены значительные санкции вплоть до замедления трафика и полной блокировки ресурса.
Кроме того, по словам депутата ГД РФ Антона Горелкина, уже в осеннюю сессию Госдумы будет представлен законопроект о регулировании рекомендательных алгоритмов онлайн-платформ. Как ожидается, документ будет направлен на решение сразу нескольких фундаментальных задач – борьбу с распространением деструктивного контента, повышение прозрачности работы рекомендательных сервисов и предоставление пользователям возможности самостоятельного управления ими.