В августе Южная Корея потребовала от Google и Apple разрешить альтернативные платежные системы в магазинах приложений. А в начале следующего года аналогичные предложения готовится представить Австралийская государственная комиссия по защите конкуренции и прав потребителей (ACCC).
В свою очередь, предлагаемые ЕС «Закон о цифровых рынках» и «Закон о цифровых услугах», принятие которых также ожидается в 2022 году, вводят новые требования к монополиям в цифровой индустрии и борьбе с нелегальным контентом, пишет «Коммерсант». В частности, Google могут запретить заставлять производителей телефонов на Android по умолчанию устанавливать поисковую систему ИТ-гиганта. А Apple – скрывать от пользователей, что они могут покупать те же приложения и услуги дешевле вне AppStore, а также то, что они могут воспользоваться другой платежной системой при осуществлении покупок.
Главными санкциями для нарушителей остаются штрафы.
Однако они не всегда способны исправить ситуацию, поскольку даже многомиллионные взыскания не наносят ИТ-гигантам существенного ущерба. Существует несколько путей решения этой проблемы.
Так, большинство разрабатываемых регуляторных мер предполагают для недобросовестных онлайн-платформ «оборотные штрафы» – в зависимости от страны и тяжести проступка их размер может составлять от 3% (Южная Корея) до 10% (Евросоюз, Россия) годовой выручки компании. Но у транснациональной цифровой корпорации всегда остается возможность проигнорировать решение суда, «укрывшись» в более лояльной юрисдикции.
По мнению экспертов, гораздо более эффективными являются санкции, угрожающие онлайн-платформам долгосрочной потерей прибыли.
Российским законом «о приземлении» крупнейших иностранных ИТ-компаний, вместе с требованием открыть официальные представительства на территории нашей страны предусмотрены дополнительные меры понуждения для нарушителей. Это запрет на распространение рекламы, сбор и трансграничную передачу персональных данных россиян, ограничение переводов денежных средств. Кроме того, такие ресурсы могут исключаться из российской поисковой выдачи. В крайнем случае недобросовестным компаниям грозит замедление трафика или блокировка.
Также закон предусматривает информирование пользователей иностранной онлайн-площадки о нарушении ей законодательства Российской Федерации. Контент нарушителей должен быть помечен фразой: «Иностранное лицо, владеющее информационным ресурсом, является нарушителем законодательства Российской Федерации». Причем размер букв должен быть «не меньше размера букв, содержащихся в ссылке на информационный ресурс иностранного лица». Текст сообщения был утвержден Роскомнадзором 9 сентября, напоминает РБК.
Иностранные онлайн-платформы зарабатывают на российском рынке десятки миллиардов рублей и имеют десятки миллионов пользователей, а российский рынок и по объёмам аудитории и по доходам для компаний стабильно входит в топ всех крупнейших интернет-платформ, говорит первый зампредседателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова.
«Ситуация же, в которой иностранные компании работают «в серую», уклоняются от уплаты налогов, не предоставляют никаких отчетов и данных о ведении дел и игнорируют решения российских судов, просто недопустима», — подчеркнула она.
«Я убеждена в том, что права пользователей во всех странах мира должны быть защищены. У крупной компании в каждой стране должен быть четкий юридический и фактический адрес. Нужна также простая и понятная связь с представительством того или иного ИТ-гиганта, чтобы можно было обратиться как за защитой интересов пользователей, так и для выстраивания диалога по любым вопросам, включая уплату налогов», — полагает сенатор.
Открытие официальных представительств в России позволит устранить пробелы в отечественной правовой системе, а также уравняет права зарубежных и российских технологических компаний, особенно если учесть тот факт, что некоторые иностранные корпорации до сих пор игнорируют российское законодательство, соглашается с Рукавишниковой председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения АЮР Александр Журавлев.
«Если у ИТ-гигантов нет офисов в стране, они могут уклоняться от полноценных обязательных выплат в государственный бюджет, а проверить их бухгалтерию невозможно. Получается, что зарубежные цифровые корпорации несут гораздо меньше расходов, чем российские», — рассуждает эксперт.
Технологические корпорации не несут расходы на локализацию персональных данных россиян, это показывают и последние штрафы Twitter и Facebook, констатировал Журавлев.
«Помимо этого, если зарубежные игроки совершили какое-либо правонарушение, допустим, административное, они могут не выплачивать штраф, в то время как российские игроки обязаны это делать и делают. Закон «о приземлении» призван такую ситуацию исправить и приравнять в правах и обязанностях те компании, которые работают здесь, но еще не локализовались, и местных игроков, которые сегодня уже исполняют требования законодательства», — резюмировал он.