Австралийская государственная комиссия по защите конкуренции и прав потребителей (ACCC) представит официальные рекомендации правительству в начале следующего года, сообщает Financial Review. Регулятор может заранее запретить разработчикам ПО самостоятельно решать, какие платежные системы должны использовать их клиенты, а также штрафовать их за использование альтернативных вариантов.
По мнению председателя АССС Рода Симса, подобное «предварительное» регулирование деятельности бигтеха – когда конкретное антиконкурентное поведение запрещается заранее, а не рассматривается «постфактум» – более эффективно, поскольку «принятие мер после нарушения в судебных делах, рассмотрение которых может занять от трех до пяти лет, может оказаться уже неактуальным». В ходе актуализации законодательства австралийские суды также могут получить право налагать на нарушителей из числа ИТ-компаний штрафы в размере до 10% от их оборота.
Тренд на совершенствование законов в цифровой сфере охватывает практически все развитые государства.
Так, Великобритания, Европейский Союз, Россия, Япония и США также рассматривают варианты регулирования бигтеха, а Южная Корея в конце августа приняла закон, изменивший политику магазинов приложений Apple и Google.
Предлагаемый ЕС Закон о цифровых рынках включает в себя запрет на определенные действия крупных технологических компаний. В частности, он запретит Google заставлять производителей телефонов на Android по умолчанию устанавливать поисковую систему ИТ-гиганта. А Apple не сможет больше скрывать от пользователей, что они могут покупать те же приложения и услуги дешевле вне AppStore, а также то, что они могут воспользоваться другой платежной системой при осуществлении покупок.
Общие проблемы с транснациональными ИТ-гигантами также способствуют изучению международного опыта.
Так, в Канаде эксперты завили о необходимости применения австралийских методов регулирования взаимоотношений крупных соцсетей и местных СМИ. По их мнению, которое приводит канадское издание National Post, «фильтры и алгоритмы, встроенные в интернет-площадки и поисковые системы, способствуют искажению истины и усилению разногласий между пользователями».
При этом онлайн-платформы невозможно привлечь к ответственности за клевету и фейки, а СМИ не хватает бюджета для того, чтобы качественно выполнять свою деятельность, поскольку доходы от рекламы также достаются ИТ-компаниям.
Австралия в марте 2021 года обязала цифровые платформы платить новостным медиа страны за контент.
Несмотря на то, что Google и Facebook яро противились принятию правовой инициативы, а последняя даже грозилась уйти с австралийского рынка, в итоге они подчинились требованиям властей. Теперь ИТ-корпорации в совокупности оплачивают в пределах 30% заработной платы каждого штатного журналиста. А 3 сентября Google заключила соглашение с Country Press Australia, которая представляет 180 независимых региональных газет и онлайн-платформ по всей стране.