Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Их стоимость только растет»: кто и как продает редкие игры в России

Почему россияне заинтересованы в покупке раритетных изданий видеоигр

Некоторые игры, выпущенных более 10 лет назад, заметно прибавили в цене за счет роста популярности среди геймеров. «Газета.Ru» выяснила, как менялся интерес к раритетным изданиям в России и узнала у ритейлеров, почему они не хотят развивать это направление.

Бывают такие случаи, когда игры, выходившие несколько лет назад, приобретают статус культовых. Это становится возможным, если речь идет о версии проекта для определенной игровой приставки или особенного издания. Также некоторым коллекционерам крайне важно то, чтобы коробка с картриджем или диском была не вскрыта, а упакована, как при продаже. C каждым годом цена подобных предложений увеличивается, а доступность их, наоборот, снижается.

Причины появления дорогих игр

Руководитель макрокатегории «Бытовая техника и электроника» сервиса онлайн-объявлений «Авито» Павел Комаров рассказал «Газете.Ru», что с 2015 по 2020 год популярность старых игр для приставок в России выросла в 2,6 раза. По его словам, с каждым годом спрос только продолжает расти. Так, в 2018 году потенциальных потребителей стало больше на 35% по сравнению с предыдущим годом, а в 2019-м — на 25%. В прошлом году раритетные проекты стали востребованнее еще на 19%.

Порой такая тенденция связана с возобновлением популярности того или иного персонажа или проекта. Также немаловажную роль в повышении стоимости продукта играет редкость определенных версий. Так, поклонники PlayStation 2 крайне заинтересованы в том, чтобы найти лицензионную версию игры Silent Hill 2, и чуть в меньшей степени ее третью и четвертую части.

Причина кроется как в культовом статусе именно сиквела, так и в том, что она сейчас практически не находится в продаже даже на сайтах интернет-объявлений.

По данным «Авито», Silent Hill 2 стала популярнее на 90% за последние пять лет. В 2020 году пользователи стали интересоваться проектом на 33% чаще, чем годом ранее. С 2015 по 2020 год продавать игру на площадке стали на 46% больше. Средняя стоимость Silent Hill 2 выросла в 2,7 раза за последние пять лет.

Ремастеры номерных частей Silent Hill для PlayStation 3 и Xbox 360 лишь подогрели интерес к прошлым версиям, так как объявленные улучшенные версии игр на деле оказались выпущены с ужасным количеством огрехов, в связи с чем последние версии считаются плохим вариантом для покупки.

Популярность игры Nier: Automata, вышедшей в 2017 году, привела к повышенному спросу на предыдущую игру в серии — Nier. В свое время проект не снискал коммерческого успеха и большой популярности, а его разработчики, студия Cavia, в итоге были распущены и поглощены более крупной фирмой. Но к настоящему моменту игра имеет множество поклонников — желающих выкупить лицензионный диск стало крайне много.

Это привело к тому, что на сайтах его открытые версии продают дороже тех, что когда-то продавались в магазинах запечатанными.

Согласно данным «Авито», желающих приобрести Nier стало в 3,9 раза больше за последние 5 лет. Продавать Nier стали в 2,5 раза чаще с 2015 по 2020 год. Всплеск продаж пришелся на 2017 год — объявлений стало сразу почти в пять раз больше, чем в 2016 году. Средняя цена проекта увеличилась в 2,5 раза.

Оценив возникший ажиотаж, разработчики анонсировали обновленную версию Nier с подзаголовком Replicant, который ранее у нее был только в Японии, родине создателей проекта. Ремастер вышел в апреле 2021 года и, вероятно, станет лишь началом развития когда-то не имевшей особой популярности франшизы.

Ретро на полную

Порой иметь только лишь игру недостаточно — нужно владеть определенной приставкой. Resident Evil 4 вышла еще в 2005 году, но проект до сих пор популярен у игроков и регулярно выходит даже на следующих поколениях консолей. Возможно, даже улучшенная версия RE4 для нового поколения, которая, по слухам, находится в разработке, не сможет перебить популярность оригинала. Resident Evil 4 дебютировал на консоли Nintendo GameCube и был ее эксклюзивом, но лишь на время, и позже оказался на PlayStation 2. Однако игроки уверены, что у игры если и есть лучшая версия, то именно та, что вышла на GameCube.

Ради нее многие и готовы отдавать дополнительные деньги за заветную приставку, выпущенную уже давным-давно.

Resident Evil 4 с 2015 года по 2020 год искало в 4,3 раза больше пользователей «Авито». Большой прирост желающих приобрести игру наблюдался в 2016 году, когда спрос увеличился в два раза, по сравнению с прошлым годом. В 2020 году число потенциальных покупателей повысилось на 44%. Проект студии Capcom стал появляться в объявлениях на 49% чаще с 2015 года по 2020 год.

Похожая история и с Bayonetta, две части которой вышли на специальных карточках вместо дисков для консоли Nintendo Switch. Особое издание Non-Stop Climax Edition вышло только в Японии и ограниченным тиражом.

В результате еще до релиза почти все копии были раскуплены по предзаказам.

В настоящее время карточку с первой частью невозможно достать никак иначе, кроме как искать продавцов на сайтах по всему миру. На «Авито» подобных объявлений найдено не было.

Отношение в ритейле

В пресс-службе группы «М.Видео-Эльдорадо» рассказали «Газете.Ru», что в России интерес к ретро, который был еще 2-3 года назад, временно утих.

«В то же время сохраняется спрос на физические копии игр в целом, и для новых моделей, и для вариантов предыдущих поколений», — подчеркнула представитель торговой сети.

По ее словам, штучные продажи консольных игр в коробках остаются стабильными, на уровне 2,5 млн копий в год, а на старые хиты для прошлых поколений «М.Видео» и «Эльдорадо» периодически запускают распродажи. При этом в группе компаний констатировали, что и в России, и на Западе единичны случаи, когда коллекционеры готовы выкладывать экстремальные суммы за редкие издания игр.

Категорийный менеджер «Гейминга» на Ozon Михаил Фролов в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что на их маркетплейсе представлено всего около 300 наименований. «По большей части это «псевдо-ретро» — переиздания классической NES, PS1 или грядущей Game and Watch от Nintendo», — отметил он.

По словам Фролова, чаще всего такие системы подходят для подключения к современным телевизорам и имеют встроенные игры, без возможности пользоваться дисками или картриджами.

Глава дивизиона закупок офисной техники, сетевого оборудования и аксессуаров «Ситилинка» Иван Поликарпов в комментарии «Газете.Ru» пояснил, что в их магазинах также отдается предпочтение именно консолям, причем сразу с большой библиотекой хорошо знакомых аудитории игр из 90-х.

«Основными пользователями являются люди в возрасте 25-35 лет, которые хотят снова ощутить эмоции из детства и познакомить с классическими консольными играми теперь уже своих детей», — добавил он.

Представитель специализированного игрового магазина Videoigr.net сообщил «Газете.Ru», что продажей редких изданий занимаются в основном коллекционеры. «Ритейл и частные продавцы не будут в большей части этим заниматься банально в связи с нехваткой времени», — объяснил он. По словам сотрудника, чаще всего у магазинов и не хватит места содержать большие коллекции для продажи, так как склад постоянно пополняется новым товаром.

Аукционный картридж

Такие издания нередко выставляют на сайтах интернет-объявлений и за обладание такой версией порой предлагают крайне высокие суммы. 9 июля именно такая, запечатанная версия The Legend of Zelda для приставки Nintendo Entertainment System (NES), известная в России больше как «Денди», ушла с молотка на аукционе за баснословные $870 тыс. Однако буквально через два дня, 11 июля, этот рекорд был побит.

Игра Super Mario 64, ставшая легендарным проектом для консоли Nintendo 64, ушла в упакованном варианте за $1,56 млн на аукционе Heritage Auctions.

За последний год первое место в списке самых дорогих видеоигр постоянно обновлялось, причем зачастую довольно стремительным образом. Как пишет The Verge,

всего лишь год назад наиболее дорогим лотом была копия Super Mario Bros., проданная «всего» за $114 тыс.

Стремительный рост начался в апреле этого года, когда еще одну коробку с той же Super Mario Bros. купили уже за $660 тыс.

Согласно данным «Авито», каждый из этих проектов интересует пользователей, в особенности The Legend of Zelda. За последние пять лет этой игрой стали интересоваться в 23,3 раза больше. Продавать The Legend of Zelda стали в 15,6 раз чаще с 2015 по 2020 год. В случае с Super Mario 64 и Super Mario Bros. данные более скромные — спрос за пятилетний срок вырос в 3,8 и 3,2 раза соответственно.

Новости и материалы
Эксперт раскрыл цель визита главы ЦРУ на Украину
Двое детей отравились угарным газом в Нижегородской области
Пассажира и пилотов найденного на Камчатке самолета доставили в больницу
В Германии арестовали подозреваемого в наезде на посетителей ярмарки
В IIHF отреагировали на слухи о требовании вернуть Россию на МЧМ
На Западе рассказали о «знакомой» головоломке для ЕС и США из-за Сирии
Зеленского предупредили, что у него осталось «мало вариантов и надежных союзников»
Юрист напомнила россиянам, где нельзя запускать фейерверки
По делу Тимура Иванова арестованы несколько ретроавтомобилей и два ретромотоцикла
«Ему сделали подарок»: Фьюри о поражении от Усика
По факту крушения Ан-2 на Камчатке возбудили уголовное дело
В Херсонской области рассказали о «неправильном пути» Украины
В США заявили о лицемерии Байдена и Блинкена на мировой арене
Усик отказался обсуждать судейство после победы над Фьюри
Британский аналитик оценил влияние слов Трампа на ситуацию на Украине
Риттер резко отреагировал на удар ВСУ по Казани
Россиянин отрезал себе пальцы болгаркой и едва не истек кровью на трассе
В МО РФ сообщили, сколько пусковых установок Patriot было уничтожено в ходе СВО
Все новости