49% россиян отметили рост уровня агрессии в сети в период распространения коронавируса, свидетельствуют данные исследования Mail.Ru Group. Лидерами по объемам распространения деструктивного контента стали иностранные интернет-платформы, а именно — Instagram и Twitter. Весомая доля аудитории этих площадок — несовершеннолетние пользователи, которым, в отличие от взрослых людей, сложнее справиться с травлей в интернете.
Проблема кибербуллинга имеет большой размах и признается во всем мировом сообществе. Так, многие развитые государства законодательно закрепили меры по борьбе с травлей в сети. Например, в Южной Корее такой закон был принят еще в 2007 году. К уголовной ответственности за травлю в интернете могут привлечь и в Германии, а во Франции учителей обязали следить за блогами своих учеников и помогать жертвам кибербулинга. Агрессорам между тем грозит исключение из школы.
В США нет федерального закона о кибербуллинге, однако ответственность за травлю закреплена в законодательстве некоторых штатов. Первыми такой закон приняли в Джорджии. В 1999 году власти ввели запрет на травлю в интернете и через мобильную связь.
Позднее похожие меры приняли и в Неваде, где ввели уголовное наказание за устные или письменные угрозы. Также в США работает общественная организация Bully Police, защищающая детей от травли и поддерживающая пострадавших. Помимо этого, организация обращает внимание на неточности в принятых законах о кибербуллинге.
В Канаде между тем функционирует целая система борьбы с интернет-травлей. Ее разработали в организации Promoting Relationships and Eliminating Violence Network (PREVNet), в которую входят 130 ученых-исследователей и 62 национальные молодежные организации.
Кроме того, в 2015 году власти обновили уголовный кодекс: он стал наказывать тех, кто отправляет интимные фотографии человека без его согласия.
Проблемой кибербуллинга озабочены и в Австралии. Там в 2019 году стартовал процесс реформы закона о диффамации (оглашение в печати позорящих сведений). Рабочая группа пришла к выводу, что существующие нормы не подходят для эпохи цифровых технологий. В ходе подготовки реформы на обсуждение был вынесен ряд вопросов: о привлечении соцсетей к ответственности за публикации пользователей, о введении ограничений на подачу новых исков для людей, которые на самом деле серьезно не пострадали от клеветы, о компенсациях, опровержении, критериях невиновности социальных сетей и других агрегаторов цифрового контента.
В России уже имеются специальные нормы, закрепленные в гражданском кодексе, которые регулируют вопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации в сети, напомнил «Газете.Ru» председатель комиссии по правовому регулированию обеспечения цифровой экономики московского отделения АЮР Александр Журавлев.
«Однако если мы говорим про клевету или какие-то уголовные наказуемые деяния, то практика неоднозначна. Очень часто проблема заключается в том, что нельзя установить конкретного ответчика.
Это происходит из-за того, что многие иностранные площадки, которые не имеют представительства на территории РФ, не выдают информацию о пользователях даже по запросу российских правоохранительных органов. Вторая проблема — различная правоприменительная практика. Очень редко правоохранительные органы возбуждают дело, когда правонарушение совершено в интернете», — рассказал эксперт.
Он считает, что необходимо внести на рассмотрение в Госдуму законопроект, в котором будут прописаны правила саморегулирования платформ.
«Нужно обязать их оперативно выявлять и пресекать случаи кибербуллинга, а также быстро реагировать на обращения пользователей и правоохранительных органов. Такой законопроект должен будет регламентировать правила саморегулирования и специальные виды ответственности за неисполнение этих же правил», — заключил Журавлев.
Директор Регионального общественного центра интернет-технологий Сергей Гребенников в свою очередь призывает приравнять ответственность за преступления, совершенные в реальной в жизни и интернете.
«Я считаю, что граница между онлайном и оффлайном давно стерлась и разделять преступления, совершенные в жизни и виртуальном пространстве, совершенно неправильно», — сказал он в разговоре с «Газетой.Ru».
Победить травлю в интернете позволит повышение цифровой грамотности населения, убежден эксперт.
«В первую очередь, кибербуллинг — это история про людей и их взаимоотношения, поэтому победить его поможет только повышение уровня культуры. Именно на это нужно делать упор государству», — заключил Гребенников.
Отметим, что в России уже проводят работу с детьми школьного возраста и их родителями. Специалисты общественных организаций помогают школьникам справиться с последствиями травли, а также учат цифровой грамотности детей, чтобы те, столкнувшись с кибербуллингом, знали, как себя вести. Общественники также проводят встречи с родителями, чтобы те понимали, как уберечь своего ребенка от негативного влияния интернета. В частности по всей стране проводятся бесплатные уроки безопасного интернета, на которых детям рассказывают о возможных киберугрозах.