26 ноября отмечается Всемирный день информации — он был официально зарегистрирован органами ЮНЕСКО в 1994 году. Из-за повсеместной доступности интернета и популярности мобильных устройств россияне постоянно потребляют информацию.
Аудитория рунета, по данным РАЭК, в 2019 году составила 96,7 млн пользователей – это 79% населения страны. Основным источником трафика россиян стал мобильный телефон. При этом 90% пользователей пользуются интернетом каждый день. Соответственно все больше людей ориентируются на онлайн-новости. Это дает большие возможности для развития, но в то же время порождает риски, ведь в сети распространяют не только достоверную информацию, но и деструктивный контент, а также фейки.
Волонтеры Лиги безопасного интернета с начала пандемии выявили более 10 тыс. фейков в интернете.
«Фейки продолжают распространяться. Большая их часть содержит советы о том, как лечить COVID-19 с не скрытой рекламой отдельных групп препаратов. Под волну деструктивного контента попали и жители Красноярска, которые 25 октября устроили митинг антимасочников. Когда их спросили о мотивации устроить такую акцию, они ссылались на фейки, которые были распространены в первую волну пандемии — в частности на сведения о том, что коронавирус якобы распыляют с вертолетов. Люди реально верят в эту информацию», — сообщила «Газете.Ru» член ОП РФ Екатерина Мизулина.
Десятикратный всплеск выявляемых фейков с начала года отмечают и в Генеральной прокуратуре. «В первую очередь это связано с ситуацией вокруг распространения в мире новой коронавирусной инфекции COVID-19. <…> По состоянию на 4 июня в Роскомнадзор направлено 180 требований об ограничении доступа к интернет-ресурсам, из которых 120 — для блокировки недостоверной общественно значимой информации о коронавирусной инфекции», — сообщали в пресс-службе ГП.
Чаще всего распространялись ложные сведения о том, что власти и врачи якобы скрывают реальные масштабы распространения инфекции и данные о человеческих жертвах. Кроме того, отмечают в Генпрокуратуре, в пандемию активизировались мошенники — они продавали поддельные пропусков для беспрепятственного перемещения по Москве и другим регионам.
Объемы деструктивной информации в сети увеличились настолько, что борьба с ним возможна только при объединении усилий государства и самих интернет-платформ. В первую очередь от такого контента страдают дети — большой сегмент аудитории соцсетей. Проблема признается во всем мировом сообществе.
Россия, как и другие страны мира, пытается сократить количество противоправной информации в интернете. В частности в апреле 2020 года были приняты поправки в УК РФ, устанавливающие наказание за распространение заведомо ложной информации в виде больших штрафов и даже лишения свободы до 5 лет в особых случаях.
Однако за время судебного разбирательства информация успевает максимально широко распространиться. Интернет-платформы сейчас законодательно не обязаны мониторить и удалять противоправный контент до решения суда. Каждая площадка ведет эту работу, руководствуясь своими внутренними правилами и принципами.
Пока российские соцсети удаляют тысячи недостоверных материалов по требованию Роскомнадзора и жалобам самих пользователей, западные интернет-платформы не спешат соблюдать законы РФ и реагировать на запросы правоохранительных органов и регуляторов. Вместо этого они позволяют себе точечно влиять на российскую информационную повестку, отмечают в ОП РФ.
«Западные платформы блокируют пользователей по политическим причинам — аккаунты официальных российских СМИ блокируются или помечаются маркерами. При этом мы не видим их усилий в борьбе с распространением фейков, хотя большинство из них распространяются именно на иностранных площадках. Вместе с тем удаляется только 3% от общего объема деструктивной информации. Ряд платформ и вовсе не реагируют на фейки — это в первую очередь YouTube», — пояснила Екатерина Мизулина.
Интернет-платформы должны быть сами заинтересованы в создании безопасной среды для пользователей, ведь именно они источник их заработка, подчеркивают в АЮР.
«Важно внедрить прозрачное пользовательское соглашение. Если блокируется контент, и пользователь полагает, что его права нарушены, соцсеть должна оперативно реагировать на обращение, сообщить точную причину блокировку и, в случае ошибки, вернуть информацию. Нужно ввести механизм, чтобы пользователь мог апеллировать решение интернет-платформы», — сообщил «Газете.Ru» председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциация юристов России Александр Журавлев.
Его позицию разделяют и в Общественной палате.
«К сожалению, на данный момент у государства недостаточно рычагов влияния на эти платформы. Нужно призывать IT-компании к самоочищению от вредной информации. Для этого необходимо обязать их самостоятельно модерировать запрещенную информацию и реагировать на все жалобы пользователей. За бездействие надо вводить большие штрафы.
Кроме того, важно обязать западные интернет-платформы открывать представительства в России — так они начнут нести ответственность за несоблюдение наших законов. Во многих странах мира работают такие меры», — сообщила Мизулина.
Все эти меры направлены на создание безопасной онлайн-среды и защиту цифровых прав и свобод граждан.